Internews Kazakhstan

"Глухарь" накрыл "Доярку из Хацапетовки". КоммерсантЪ определил телелидера недели с 3 по 9 октября

Cоздан:   пт, 14/10/2011 - 14:08
Категория:
Тэги:

Ну вот он и пришел. Точнее, он вернулся. Как и год назад, почти в то же время весь телевизионный рынок накрывает «Глухарь». Премьерные серии нового сезона «Глухарь. Возвращение» на НТВ начались с 5 октября. И его рейтинги сразу взметнулись, как и в прошлый раз, за отметку в 30% доли. Таких цифр сегодня не собирает ни один регулярный телепроект. Особенно в Москве. И это, кстати, один из самых показательных результатов «Глухаря...»

Как известно, московская публика в отношении телевидения более взыскательная и более политизированная. А иногда и равнодушная к тому, что ей показывают из области массового телеразвлечения. Например, ток-шоу «Пусть говорят» в Москве смотрят гораздо менее активно, чем в других городах страны. В столице рейтинги у Андрея Малахова всегда заметно уступают общероссийским. В среднем 20% против 25%. Или совсем другой пример. В разгар кампании против Юрия Лужкова москвичи очень интересовались всем, что выходило в эфир про деятельность столичного мэра. И смотрели все без разбора. Будь то «Шлейфы» Аркадия Мамонтова, уже ставшее почти нарицательным «Дело в кепке» на НТВ или спецвыпуск ток-шоу «НТВшники», где в студии собрались те, кого уже почти не зовут в федеральный телеэфир, чтобы обсудить, за что же все-таки сняли Лужкова. Так вот тогда у всех этих программ в Москве доля аудитории перешагнула за 25%, а фильмы Мамонтова и вовсе смотрели более 34% зрителей (а потом удивляемся, откуда этот плодовитый автор черпает вдохновение для своих очередных опусов). В других городах страны, по понятным причинам, тема ухода Лужкова волновала граждан, они же телезрители, гораздо меньше. И рейтинги были заметно ниже.

Ну а теперь снова к «Глухарю...». Москвичи на нем, похоже, просто помешались. Пять первых строчек в числе 20 самых популярных телепроектов в столице заняты сериями «Глухаря...». Средняя доля канала НТВ в Москве за неделю — 18%. Но это с учетом резкого роста рейтингов на «Глухаре...», а в среднем на уровне 15—16%. Получается, что каждый вечер, начиная со среды, сериал смотрит в два раза больше зрителей, чем в среднем включают НТВ. Видимо, целый год эти люди ждут премьерных серий. И НТВ их показывает им по две за вечер. Причем первая из двух, которая начинается в 21:30, собирает около 25—27% зрителей, а уже у второй показатели и вовсе какие-то запредельные — 32—36%. С рейтингом 11—12%. То есть почти каждый восьмой житель Москвы смотрит «Глухаря...» по телевизору.

В других городах страны похожая ситуация. Там четыре первых места у «Глухаря...», а доля зрителей этого сериала сейчас на уровне 31—33% аудитории. Но москвичи все-таки впереди. Мне кажется, что уже трудно понять, в чем уникальность сериала. Я, думаю, что даже те, кто его так преданно смотрит последние два года, вряд ли смогут это сформулировать. Львиная доля успеха, конечно, на плечах Максима Аверина, который в зрительском сознании уже прочно слился с образом майора Глухарева. В прошлом телесезоне фактически все премьерные серии не собирали меньше 35%. Рекорд был в финале: около 42% зрителей пришли к заключительным сериям. Сейчас говорят, что этот сезон в принципе у «Глухаря...» последний. Верится, конечно, с трудом. Но если это так, то весь рынок наверняка перекрестится и плюнет через левое плечо, только чтобы этот «Глухарь...» уже больше не возвращался. Потому что почти все зрители, которые смотрят сегодня телевизор, стекались вечером на НТВ, на «Глухаря...». Иначе откуда было бы взяться таким цифрам.

В этот раз, похоже, все конкуренты НТВ и не только уже были готовы к высоким рейтингам, ждали их более смиренно. Первой жертвой «Глухаря...» пала, казалось бы, бессмертная «Доярка из Хацапетовки». Это прекрасное и незабываемое во всех смыслах название сериала вошло в сознание зрителей еще в 2007 году. Сначала в эфире канала «Россия» показали просто одноименный телефильм. Тогда премьера увенчалась рекордным показателем. Общероссийские рейтинги были на уровне 36% аудитории с рейтингом 14%. Два повтора, и снова доли на уровне 30%. И кто бы сомневался, что с таким названием и с такими цифрами в эфире не появится сериальная версия.

Сюжет о девушке из деревни с непростой женской долей (ну а как иначе), сумевшей и свое счастье найти, и успешный ресторанный бизнес в самом Париже освоить (вот ведь Амстердам или Лондон тут бы точно не прошел), пришелся по сердцу российской публике. Ну и вот: сериал «Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе» (а как звучит!), ставший на «России» продолжением первой части, в марте 2009 года взорвал эфир так, как сейчас это делает «Глухарь...». Общероссийские показатели доли аудитории второй части «Доярки...» меньше 35% не опускались. Рейтинг не ниже 14%. Потом был второй показ. Во время новогодних каникул, в январе 2011 года. Поскольку не все еще вернулись к телевизорам, рейтинги сначала были не ахти. Но к концу все равно взяли свое. Вызов судьбе «Доярка из Хацапетовки» завершила на рубеже почти 28% зрительской аудитории. И вот третья часть была запланирована на октябрь. Анонсировали ее на «России 1» так, что сомнений не оставалось: канал надеялся, что зрители его не оставят в трудную минуту один на один с «Глухарем...» на НТВ.

Случайно или намеренно, но обе премьеры вышли в эфир 5 октября. «Доярка из Хацапетовки» провалилась оглушительно. Хотя и начиналась на полчаса раньше, чем премьерный показ «Глухаря...». Доля аудитории даже по стране, где приоритеты зрителей «России 1» всегда заметнее, чем в Москве, составила всего 11—12%. В столице — 10%. То есть в три с лишним раза меньше, чем смотрят «Глухаря...» на НТВ. И не сказать, чтобы качество третьей части хоть в какую-то сторону отличалось от второй или первой. Просто, видимо, армия поклонников «Глухаря...» расширилась теми, кто перестал смотреть «Доярку из Хацапетовки». И теперь остается только надеяться на то, что вот после такого вероломного предательства в четвертый раз она уже не вернется в эфир государственного телеканала.

А вот как раз четвертый показ сериала «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко в российском эфире обернулся настоящим рейтинговым триумфом для булгаковской экранизации. С 3 октября его впервые представил у себя канал «Культура». По две серии за вечер, с понедельника по пятницу. Но показывали не просто так. Гендиректор канала Сергей Шумаков уже не в первый раз устраивает в своем эфире настоящие телевизионные акции. В течение четырех вечеров на «Культуре» в цикле «ACADEMIA», который специально был перенесен на другое время, Мариэтта Чудакова, Андрей Кураев и Александр Ужанков представляли студентам, а вместе с ними и телевизионной аудитории, свой взгляд на самый знаменитый роман Михаила Булгакова. То, что их будут смотреть, сомнений, в общем, не было. Доля аудитории этих лекций (хотя в контексте канала «Культура» на рейтингах вроде бы никто не акцентирует внимание) была почти в два с половиной раза выше, чем в среднем смотрят канал.

Но самое удивительное было с показателями доли «Мастера и Маргариты». От 14% до 23% зрителей глубокой ночью с 00:00 до 1:30 смотрели в течение пяти дней сериал Владимира Бортко. Причем, что примечательно, смотрели активно не только в Москве, но и в других городах страны — от 7% до 15% аудитории. Там, где «Культуру» обычно смотрит 1,5—2% зрителей. А таких показателей, как у «Мастера и Маргариты», на моей памяти на «Культуре» не было вообще никогда.

В декабре 2005 года эффект ожидания от премьерных серий экранизации булгаковского романа был ошеломляющим. Этот рекорд уже навсегда вошел в телевизионную историю и вряд ли будет превзойден. Доля аудитории «Мастера...» в первый вечер просмотра на «России» только в Москве составила 60% при рейтинге 30%. Чуть ли не каждый третий житель страны был тогда у телеэкрана. Потом, конечно, рейтинги упали. Не драматично, но все же. А следующие показы собирали уже гораздо меньше зрителей. Этой экранизации, почти как и любой другой, досталось. Многим «Мастер и Маргарита» Бортко не понравился, поскольку у каждого в голове уже был свой образ этого романа. Но то ли потому что прошло много времени, то ли оттого, что «Культура» показывала сериал поздно ночью и, разумеется, без рекламы, то ли на фоне нынешних сериалов, тех же доярок из хацапетовок и глухарей, а «Мастер и Маргарита» был принят зрителями в этот раз на ура.

И еще совсем о другом. О том, что в телевизионной программе называлось «Большой праздничный концерт, посвященный открытию „Грозный-сити“». Его 5 октября показывал канал «Россия 1». Про то, что в этот день Рамзану Кадырову исполнилось 35 лет, конечно, никто там не говорил. Естественно, только радии 193-летия города Грозного ведущие со сцены произносили такой текст: «„Грозный-сити“ состоит из двух 18-этажных домов, двух 30-этажных и одного 45-этажного жилого дома. Составными частями комплекса являются также 30-этажный пятизвездочный отель на 400 человек и деловой центр с вертолетной площадкой на крыше!». Все остальное, думаю, вы видели сами. И наверняка не верили своим глазам: Грозный ли это или Лас-Вегас, например? Правда, то, как Чечня встала с колен, смотрели в среднем лишь 9% аудитории. Я обратилась с вопросом к гендиректору ВГТРК Олегу Добродееву: а зачем, собственно, все это нужно было показывать. Оказалось, что решение о трансляции концерта было принято еще 1,5 месяца назад. В Грозный выехала специальная телевизионная группа ВГТРК (60 человек) с телевизионной техникой. Свет, звук, спецэффекты, панорамные съемки — все это ВГТРК... Артисты, понятное дело, не за их счет...

Ну а свое решение Олег Добродеев объяснил так: «Это была мощная и очень важная трансляция, — заявил он „Ъ“. Для страны важно видеть, как выглядит сегодняшний Грозный. Потому что для большинства наших граждан Грозный — это взорванный город с печально знаменитой площадью Минутка...».

Так что нет тут никаких неожиданностей. Если есть государственное телевидение, значит, это кому-нибудь нужно.

Арина Бородина



Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1792334

Источник: КоммерсантЪ