Дело осужденного на три года лишения свободы в колонии общего режима главного редактора газеты «Алма-Ата ИНФО» Рамазана ЕСЕРГЕПОВА переходит все границы. На днях в Алматы прибыли руководитель бюро организации «Репортеры без границ» по европейским и постсоветским странам Эльза ВИДАЛ (Франция) и координатор Комитета защиты журналистов по Восточной Европе и Азии Нина ОГНЯНОВА (Нью-Йорк), чтобы вместе с главой фонда «Журналисты в беде» Розланой ТАУКИНОЙ и супругой Рамазана Раушан ЕСЕРГЕПОВОЙ посетить таразскую колонию, где он отбывает наказание.
Напомним, 8 августа Таразский городской суд № 2 в закрытом режиме приговорил Рамазана Есергепова к трем годам лишения свободы и на два года лишил его права заниматься издательской деятельностью. Столь суровое наказание журналист получил за опубликованную 21 ноября 2008 года статью «Кто управляет нашей страной: президент или КНБ?», в которой было приведено служебное письмо начальника департамента КНБ по Жамбылской области.
Все апелляционные жалобы осужденного журналиста отклоняются. В редакции газеты «Время» побывали Раушан Есергепова и Розлана Таукина.
Мы хотели бы начать с хорошей новости, заявила Розлана. По рекомендации организации «Репортеры без границ» и Комитета защиты журналистов мы отправили статью Рамазана Есергепова, за которую он получил срок, на международный конкурс имени Натали ЛОРЕНЦО.
Эта награда, учрежденная в 1992 году, присуждается ежегодно лучшим журналистам, которые освещают вопросы развития демократии и прав человека. На днях мы вернулись из Тараза, где с большим трудом прорвались-таки к Рамазану. Хотя за месяц подавали заявление с просьбой предоставить встречу с ним не только нам, но и представителям международных общественных организаций. В колонии нас встретил зам-начальника этого учреждения Ержан МОЛДАБЕКОВ, который сообщил: план нашего посещения уже утвержден КНБ. Нам разрешили показать санитарную часть, пищеблок и барак. Снимать запретили, сказав, правда, что при этом мы можем сфотографировать Рамазана, если он не будет против. Но радость была недолгой: вскоре выяснилось, что план нашего посещения все еще находится в КНБ. Нам предложили переговорить с замначальника областного КУИС
С горем пополам мы с Раушан вошли на территорию колонии в 16.10, где нам устроили досмотр с особым пристрастием раздели до нижнего белья. Наверное, надеялись найти диктофон. Хотя, когда мы ждали около бюро пропусков, я обратила внимание на огромный плакат, на котором написано: «Пользоваться фото- и видеосъемкой можно с разрешения администрации колонии, если снимается помещение. Фотографировать осужденного и записывать разговор с ним можно с его разрешения». У меня сложилось впечатление, что администрация колонии специально тянула время, чтобы сократить наше свидание.
А сына, который не видел отца полгода, вообще не пустили! досадует Раушан Есергепова. Для Рамазана приезд иностранных правозащитников имел огромное значение. Он очень хотел пообщаться с ними. Не понимаю, почему Огняновой и Видал не дали свидания.
Как Рамазан себя чувствует?
Неважно. Он очень похудел, выглядит изможденным. У него болит сердце, прогрессирует сахарный диабет, но его не обследуют. При этом назло всем трудностям муж старается держаться молодцом.
Он говорит, что в экстремальных условиях человек становится выносливым и стойким. С его слов, в колонии к нему все относятся достаточно доброжелательно. Его даже уважительно называют Батяней. Он активно занимается правозащитной деятельностью: помогает заключенным отстаивать свои права в суде, разъясняет законы как наши, так и международные. Доходит до курьезов. Например, одному осужденному вернули иск, требуя написать его на казахском языке. Рамазан составил документ на русском языке, а тот перевел его на казахский. В итоге председатель коллегии по уголовным делам Верховного суда прислал ответ... на русском. Рамазан считает, что все слова о «гуманизации» уголовно-исполнительной системы на деле пустой звук. Все говорят, что если подошел срок условно-досрочного освобождения (УДО) надо отпускать, если пришло время перевода в колонию-поселение надо отправлять. Но это так далеко от реальности! Когда Рамазану пришло время для УДО, комиссия колонии отказала под предлогом, что вопрос «мало изучен».
На следующий день нам стало известно, что после нашего свидания в колонии произошли изменения, продолжает разговор Розлана Таукина. Видимо,
Надежда ПЛЯСКИНА
Комментарий в тему
Нина ОГНЯНОВА, координатор Комитета защиты журналистов (Нью-Йорк):
Казахстан создает себе плохую репутацию
Мы считаем, что Рамазан Есергепов заключен в колонию за то, что выполнял свои профессиональные обязанности. Он хотел довести до общественности важную и значимую информацию. Это не преступление. Когда сажают за это в Казахстане, который возглавляет ОБСЕ, это нонсенс! Мы будем требовать немедленного освобождения и реабилитации Есергепова. Я недоумеваю, по каким причинам мне отказали в свидании с Рамазаном. Есть только одно объяснение такому поведению сотрудников КУИС: в колонии очень плохие условия содержания осужденных. Власти Казахстана создают себе плохую репутацию, и я вынуждена буду говорить об этом.
Источник: Время