В конце марта Международная организация «Репортеры без границ» опубликовала ежегодный список врагов Интернета из 15 стран. Первые строчки в нем занимают Туркменистан и Узбекистан. Но власти этих стран и не думают прекращать контроль над Интернет-пространством.
«Репортеры без границ» отмечают, что лидеров государств, внесенных в черный список, Интернет приводит в ужас даже при малейшем расширении доступа населения к сети.
Туркменистан и Узбекистан в течение последних нескольких лет ежегодно попадают в черный список «врагов Интернета» поскольку в этих странах существует укоренившаяся практика ограничений доступа во Всемирную сеть.
В Туркменистане, например, первое Интернет-кафе было открыто лишь в феврале 2007 года после того, как пришедший к власти президент Гурбангулы Бердымухаммедов публично пообещал расширить доступ.
Несмотря на это, на сегодняшний день по оценкам наблюдателей в стране действует лишь около десяти Интернет-кафе, единственным провайдером является государственная компания «Туркментелеком», а многие сайты по-прежнему заблокированы для посещения. Недоступными для Интернет-пользователей являются большинство оппозиционных и зарубежных сайтов, а также популярные центральноазиатские сетевые издания: Fergana.ru, Centrasia.ru, Eurasianet.org и другие.
Сохраняется также паспортный контроль посетителей Интернет-кафе, когда каждый пользователь должен предъявить паспорт и записать свои данные в специальном журнале.
«Власти как всегда очень заботятся о том, чтобы люди не читали и не отправляли лишнюю информацию», - говорит один из местных журналистов.
Другие медиа-обозреватели NBCA рассказывают, что администраторы Интернет-кафе идут на послабления лишь в отношении сотрудников зарубежных организаций, иногда по их просьбе открывая доступ к запрещенным сайтам. Кроме того, доступ в Интернет открыт в дорогих отелях для иностранных туристов.
Однако для большей части граждан страны, возможность домашнего доступа практически не реализуема.
«Еще два года назад я оставил заявление в «Туркментелекоме» для подключения к выделенной линии и каждый раз мне… советуют запастись терпением и ждать», - рассказывает один из жителей Ашгабата.
А имеющиеся немногочисленные индивидуальные абоненты, понимают, что все время находятся под пристальным вниманием властей и, опасаясь преследований, пользуются Сетью осторожно, искусно обходя запретные зоны.
«Многие родители, уходя из дома, даже ставят компьютеры на пароль, чтобы их ребенок, копаясь в Интернете, невзначай не открыл запрещенный сайт», - добавляет собеседник NBCA.
Похожая ситуация с контролем и блокированием Интернет-сайтов сохраняется и в Узбекистане. Однако здесь приобрести выделенную линию проще, поскольку существует более пятнадцати поставщиков Интернет-услуг. Но доступ во Всемирную сеть может быть закрыт без предупреждения.
«Провайдеры заключают с клиентами специальный договор, согласно которому, их услуги могут быть прекращены в одностороннем порядке без возмещения ущерба, в случае если сторонние организации (МВД, госбезопасность) усмотрят в деятельности клиента в сети угрозу национальной безопасности», - рассказывает обозреватель в Ташкенте.
Такая практика была широко распространена перед президентскими выборами в декабре 2007 года, когда провайдеры, ссылаясь на «бессрочный ремонт кабеля», отключали выделенные линии у многих независимых узбекских журналистов, сотрудничающих с зарубежными изданиями.
Медиа-эксперты полагают, что, несмотря на демонстрируемую в последнее время открытость туркменские и узбекские власти будут продолжать ограничивать права Интернет-пользователей различными «околозаконными» способами.
Это включает в себя и существующую в узбекских Интернет-кафе практику по ограничению возможности копирования текста и закрытия портов для применения съемных носителей. Все это делается под традиционным предлогом «оптимизации и защиты от повреждений неумелыми клиентами кафе».
«При полном отсутствии объективной информации в подконтрольной властям прессе Интернет воспринимается как источник истины в последней инстанции, поэтому власти боятся, что он может стать мощным генератором антиправительственных настроений и даже выступлений», - заключает один из экспертов.
(NBCA - проект IWPR по созданию многоязычной службы новостного анализа и комментариев по странам Центральной Азии, с участием широкого круга обозревателей по всему региону. Проект осуществлялся с августа 2006 года по сентябрь 2007 года, во всех пяти странах региона. С новым финансированием служба возобновляет освещение событий в Узбекистане и Туркменистане).
Источник: ЦЭЖ