Сегодня стартует www.myfrenchfilmfestival.com — первый фестиваль французского кино, который целиком пройдет в интернете. Зайдя на этот сайт, любой пользователь сможет совершенно легально и бесплатно отсмотреть с десяток новых французских фильмов.
Это событие интересно с двух точек зрения. Во-первых, оно отражает эволюцию традиционных фестивалей в сторону виртуальности. Теперь на многих из них журналисты получают информацию о фильмах и ивентах не в пресс-боксах, а в своем компьютере с помощью кода. Фестивальные каталоги пока еще издают, но долго ли это продлится? Очевидно, что достаточно скоро система кинопроката переживет самую большую революцию за всю свою историю. Не надо будет никуда ездить, чтобы увидеть лучшие — самые старые и самые новые — фильмы мирового кинорепертуара; достаточно будет иметь связь с центром, который выдает код доступа к данному материалу.
В чем тогда останется смысл фестивального движения? В кинорынках? Их тоже дешевле и проще проводить по интернету. Так же как форумы, конференции, индивидуальные и групповые интервью со звездами. На них будут виртуально аккредитовывать, и таким же виртуальным станет дальнейшее участие. Но тогда какая разница, пройдет Николь Кидман в платье от Валентино под логотипом Каннского или Венецианского фестиваля? Продюсеры сами, без всяких посредников сведут ее с нужными журналистами и проведут виртуальные премьеры с той публикой, которую сами выберут.
Это все было — во-первых. Во-вторых, нынешний виртуальный фестиваль характерен тем, что он французский. Именно французы стали пионерами борьбы за наведение порядка в интернете: у них принят закон об ответственности за нелегальное скачивание фильмов. Но они же первыми задумались о том, как промоутировать артхаусное кино, обеспечить доступ к нему культурной публике. Речь идет, разумеется, о французской кинопродукции, с которой вот уже полвека успешно работает компания Unifrance.
Еще в декабре в интернете был проведен другой фестиваль — российско-французский. Нашим зрителям было предложено посмотреть десять французских кинолент из категории современной классики, французам, соответственно, несколько российских фильмов. Опыт удался, хотя было отмечено, что французы гораздо активнее смотрели "9 роту" и "Кукушку", чем наши — "Лифт на эшафот" и "Последнее метро". Может быть, фильмы Луи Малля и Франсуа Трюффо уже видены-перевидены нашей интернетовской аудиторией? Теперь у нее есть возможность познакомиться с совсем новыми полнометражными и короткометражными лентами, которых нет ни в прокате, ни в торрентах. Можно также проголосовать за лучшие из них.
Программа фестиваля Myfrenchfilmfestival.com составлена из фильмов не выдающихся, но кондиционных, дающих представление о типовых темах, героях и стилистике нового французского кино. Среди его персонажей — бунтующие дети городских окраин, где нацменьшинства смешались с коренным населением, иммигранты в первом и втором поколениях, геи и одинокие женщины, терроризирующие мужчин. Темы — социальная нетерпимость, неустроенность молодежи, соблазны уголовного мира и легких денег, а также новые интернет-каналы знакомств и сексуальных услуг. С точки зрения драматургии это — большей частью жизнеподобные истории, иногда с пересекающимися сюжетными линиями (в духе "Вавилона" Алехандро Гонсалеса Иньярриту), напоминающие сжатые сериалы на материале французской повседневности.
Впрочем, для российского глаза эта повседневность может показаться довольно экзотичной. Юный герой фильма "Сообщники" Фредерика Мермо подрабатывает проституцией и вовлекает в этот бизнес подружку: они находят по интернету богатых клиентов — любителей оргий и острых ощущений, что для героя кончается смертельным исходом. Но самое занятное в этом криминальном сюжете, что женщина-инспектор, ведущая расследование убийства, сама ищет партнеров для секса с помощью чатов.
В фильме "Нам бы только день прожить" Леа Фенер действие концентрируется вокруг тюрьмы. Героиня одной из сюжетных линий, женщина из арабской страны, правдами и неправдами добивается встречи с убийцей (и любовником) своего сына: для героини это не только материнский, но и культурный шок. Другой герой за большое вознаграждение семье соглашается подменить одного из заключенных и отсидеть его срок.
Есть в программе фестиваля и жанровые фильмы ("Шпионы" Никола Саада) и киноманские ("Бал актрис" Майвенн). В последнем ненадолго появляется гранд-дама европейского артхауса Шарлотта Рэмплинг, но остальные актрисы вдвое, а то и больше ее моложе. Погоду во французском кино делает новое поколение актеров, часто арабских кровей. В фильме "Все, что блестит" Джеральдин Накаш и Эрве Мимран две девицы мультикультурного типа болтаются по парижским клубам и мечтают прославиться. "Ты, наверное, воображаешь из себя Денев",— говорит одна.— "А ты думаешь, что ты Фанни Ардан". Но собеседница, кажется, вообще понятия не имеет, кто это такая. Старое французское кино со своими кумирами и романтическими традициями, столь любимое в России еще недавно, все очевиднее уходит в прошлое. На смену ему приходит социальная конкретика с привкусом виртуальной реальности. Станет ли такое кино "моим" для нового поколения россиян — на этот вопрос должен ответить в том числе фестиваль Myfrenchfilmfestival.com.
Источник: МедиаПрофи