В минувшую пятницу президент Дмитрий Медведев обсудил с руководителями крупнейших российских СМИ их развитие на ближайшие годы. Главный вопрос – финансирование. Впрочем, инвестиции не должны влиять на свободу СМИ. Ее гарантиями, уверен Медведев, станут цифровое телевидение и широкополосный Интернет. Эксперты «НГ» отмечают, что президент последовательно воплощает в жизнь приоритеты, обнародованные недавно в США. Свободе СМИ Медведев отвел в них второе место.
Во время поездки в США президент Дмитрий Медведев, выступая в Стэнфорде, обнародовал 10 приоритетов своей внутренней политики. В их числе – свобода СМИ, борьба с коррупцией, защита частной собственности, инновации, развитие финансовой системы, социальная стабильность и т.д. Свободу прессы глава государства по значимости поставил на второе место. Обращаясь к американской элите, он заявил: «Я хочу, чтобы граждане России могли получать всю необходимую им информацию». Для достижения этой цели он предложил высокотехнологичный подход: «Мы обеспечим в ближайшие годы цифровое телевидение для всех граждан страны, а широкополосный Интернет будет доступен также в ближайшие годы не менее чем для 90% наших граждан». Медведев уверен: это «откроет доступ ко всем российским и иностранным информационным каналам, что в конечном счете будет гарантировать и свободу слова». Кстати сказать, уровень поддержки этих приоритетов Медведев там же, в Стэнфорде, поставил во главу угла в вопросе выдвижения его кандидатуры на второй срок.
Впервые тезис о высокотехнологичной свободе слова лидер страны озвучил в своем первом Послании Федеральному собранию. «Свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в Интернете или цензурировать сразу тысячу каналов», – решил президент.
По возвращении из США Медведев, судя по всему, решил на деле доказать, что приоритеты его внутренней политики не пустые слова. В минувшую пятницу президент пригласил руководителей крупнейших государственных СМИ – Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), российской государственной радиовещательной компании «Голос России», телевизионного технического центра «Останкино», информационных агентств ИТАР-ТАСС и РИА Новости. А также чиновников правительства, так или иначе имеющих отношение к проблемам СМИ и их высокотехнологичного развития.
Первым делом Медведев заявил, что слухи о том, что все СМИ в России государственные, сильно преувеличены. Он привел статистику: на 8 июля этого года зарегистрировано 93 532 средства массовой информации, почти 100 тыс. Это серьезная сила. Причем абсолютное большинство из них (более 90%) – это негосударственные СМИ. «Ситуация ровно наоборот идет, но у нас есть ряд авторитетных СМИ, которые принадлежат государству, как и в других странах», – пояснил Медведев.
Впрочем, такой расклад не снимает с повестки дня вопрос технической отсталости СМИ. Медведева беспокоит технический, цифровой да, собственно, и содержательный разрыв между российскими и ведущими мировыми СМИ. Правда, не меньшая пропасть зияет и между центральной и провинциальной прессой.
Преодолеть отсталость должен помочь Интернет. «Общая цель заключается в том, чтобы в ближайшие годы внедрить, по сути, сплошным образом широкополосный Интернет, выйти в ближайшие годы на 90% потребителей Интернета от общего списочного населения страны, чтобы возможности для использования были у 90% наших людей», – поставил задачу Медведев. «И, конечно, перевести на цифру те каналы, которые у нас есть сегодня, те средства массовой информации, включая и передачу изображений в высокой четкости», – расширил рамки своих планов президент.
Вот только для глобальных задач необходимо соответствующее финансирование. Медведев задался вопросом: как дальше финансировать государственные СМИ и каким образом помогать негосударственным СМИ, в том числе при помощи граждан: «Задача не только государства, не только Федерации, но и регионов, задача представителей гражданского общества, нашего бизнес-сообщества – все возможности для финансирования, какие представляются, должны использоваться», – потребовал Медведев.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров усматривает взаимосвязь между обнародованием приоритетов Медведева в Стэнфорде и дальнейшими действиями президента. Вместе с тем эксперт указывает на то, что команде президента приходится непросто в сфере приложения усилий: «Развивая тему СМИ, Медведев старается не конкурировать с путинской командой». По мнению Петрова, глава государства пытается выступить как символ нового: «Медведев – знаток Интернета, поэтому он пробует сделать его общедоступным. С другой стороны, его усилия не выглядят покушением на политическую систему, которая была ему вверена, он как бы подтверждает, что менять ее не намерен».
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский отмечает: «Идея Медведева о том, что 90 из 100 человек должны в ближайшие годы иметь доступ к широкополосному Интернету, – это свидетельство того, что он рассматривает виртуальное пространство как политическую среду, как политическую базу для себя – в роли лидера и президента».
Источник: Независимая газета