К судебной перспективе нужно быть готовым всегда, а тем более если вы занимаетесь самостоятельным продвижением телевизионного проекта. Вы будете призывать продюсеров к помощи, искать необходимые связи и сталкиваться с желанием многих воспользоваться наработанным вами материалом. Итак, как отстоять в суде свое право на украденный телепроект.
Автор: Дмитрий Тиунов
Рубрика: Телевидение
- Первое, что у вас должно быть на руках это зарегистрированный сценарий. Самое простое потратить тысячу рублей и получить картонный лист с Вашей фамилией, названием произведения и датой его регистрации в Российском авторском обществе (как правильно воспользоваться «услугами» РАО, я расскажу чуть позже).
- Второе. Необходимо попытаться доказать свою правоту перед вещателем и производящей компанией. Официально направьте заказным письмом в их адрес уведомление о том, что в случае не урегулирования спора оставляете за собой право обратиться в суд.
- Третье. Если ответа не последует, начинайте искать юриста, который сможет вам помочь. Не обращайтесь за помощью в юридические службы каналов. Они ничем вам не обязаны, так как задача перед ними стоит диаметрально противоположная защищать правоту работодателя. Идите в крупные адвокатские конторы, ищите защиту по знакомым и родственникам. Главный критерий отбора специалиста опыт и профессиональный интерес. Без этого ничего не получится. И помните юристы это не врачи. Они не обязаны лечить вас от головной боли. Не возлагайте больших надежд на скорое разрешение проблемы получив вознаграждение за свою работу, юрист вправе не гарантировать вам требуемый результат.
- Четвертое. Оформляйте исковое заявление и направляйте его в суд по месту регистрации обидчиков. Исковое заявление имеет смысл подавать как на вещателя, так и на производителя. Их силы, безусловно, возрастут, но следует помнить и о том, что чем больше участников процесса со стороны ответчиков, тем больше времени им понадобится договориться между собой.
- Пятое. В том случае если Ваш сценарий зарегистрирован в РАО, привлеките эту организацию в качестве третьей стороны процесса. И на первых заседаниях суда немедленно потребуйте предоставления информации о регистрации или не регистрации спорного аудиовизуального произведения, которое, по вашему мнению, является ничем иным, как инсценировкой вашего сценария. Помните о том, что депонирование телевизионных сценариев в РАО отличается от жесткой регистрации, например, в Роспатенте, где реестр доступен каждому и имеет жесткую привязку к датам подачи заявки на выдачу патента. Посетив общественную организацию РАО неделю назад с целью регистрации своего сценария, мой хороший товарищ и уважаемый литератор был удивлен тем, что ему не предложили сразу расписаться в книге учетов депонируемых произведений. Подобная практика, на мой взгляд, не отвечает нормам ведения реестров сценарных произведений. Поэтому найдите параллельные формы регистрации своего сценария с возможностью дальнейшего привлечения регистраторов в качестве свидетелей.
- Шестое. Начните искать экспертов, которые в случае благоприятного для вас хода событий в процессе смогут оценить степень схожести произведений. Сложность экспертной оценки состоит в том, что, если в суде неожиданно не появится зарегистрированный сценарий ответчиков, то сравнивать придется ваш сценарий и уже готовую программу. Определить, является ли ваш сценарий первичным произведением, специалисту достаточно просто. Но этими специалистами никогда не станут преподаватели и руководители профильных столичных вузов. Им не нужны проблемы с теми же вещателями. Не стоит обращаться и к известным ораторам от телевидения и кинокритикам. Как правило, они ангажированы и, по их же признанию в личных беседах, влезать в публичные дрязги им просто не советовали. Да к тому же их позиция зыбка. Всем памятны события в том же Голливуде, когда взбунтовались сценаристы, и киноиндустрия практически встала. Один из известных российских кинокритиков, чье слово имеет в обществе вес, уверял всех нас в том, что найдут других. Он ошибся. Других сценаристов не нашли. Трения с кинокомпаниями были урегулированы в пользу сценарного сообщества. Проецировать свои представления об этике отношений на чужую почву дело неблагодарное. Беда наша в том, что подавляющее число публичных людей не будет, что называется, мараться и заступаться за «сирого и убогого» автора-одиночку. Корпоративность интересов для них превыше всего! И с этим приходится считаться. Суду очень важно иметь в качестве экспертов сертифицированные государственные организации. Поэтому, найти экспертов можно в региональных вузах. Например, в Омском Государственном Университете преподают основы телевизионного сценарного мастерства. Их методические пособия на сегодняшний день наиболее верны в определении критериев телевизионного сценария. При случае обращайтесь в ОмГУ сразу. Уверен, что не откажут. Тогда объективное заключение вам обеспечено.
- Седьмое. Попытайтесь привлечь к своей проблеме печатные СМИ. Журналистское сообщество давно перестало быть сплоченным монолитом, но при определенной фактуре событий вокруг вас издатели могут проявить интерес к шумной истории. И на определенном этапе это вам поможет.
- Восьмое. Ответчики непременно будут затягивать процесс. Одновременно с этим вам предложат подписать некие документы, как бы невзначай переданные через ответственных лиц организаций, возложивших на себя функции по защите авторских прав. Эти специалисты будут рекомендовать согласиться с предложенными формулировками в документе. Вам будет обещано все! Но лишь с одной, казалось бы, безобидной, оговоркой вы признаете себя автором ИДЕИ. Я надеюсь, что Вы не попадетесь на подобную пустышку. Признав подобную глупость, можно автоматически прекратить судебное разбирательство. Запомните: идея не является предметом авторского права. Одним словом, аккуратно вступайте в переговоры с ответчиками, если они будут проявлять заинтересованность в этом.
- Девятое. Подготовьте список свидетелей, которые смогут рассказать о том, как вы работали над проектом и в дальнейшем передавали его организациям, представители которых сейчас находятся среди ответчиков. Если у вас нет документов о передаче сценария, то свидетели необходимы вдвойне.
- Десятое. Наберитесь терпения и подойдите к судебным слушаниям как к состязанию, но все же помните о том, что против вас играют серьезные игроки. Будьте изобретательны. Шанс отстоять себя и свой проект в суде у Вас есть! Советами тут не обойтись, но сориентироваться в непростой ситуации, прочитав выше представленные рекомендации вполне возможно.
Опубликовано в журнале «МедиаПрофи» № 11 2009 г.
Источник: МедиаПрофи