Если ещё несколько лет назад наибольший общественный резонанс в Интернете вызывали уголовные дела против разного рода хакеров, то сегодня последние уступили свое почетное место блогерам. Сетевые писаки регулярно преследуются властями очень многих государств, и в первую очередь тех, где, по западной классификации, у руля стоят авторитарные и тоталитарные режимы.
Международный Комитет по защите журналистов 4 мая опубликовал очередной рейтинг стран, власти которых активно вмешиваются в работу Интернета и пытаются подвергать цензуре наиболее популярных блогеров. Первое место в состоящем из десяти государств списке занимает Мьянма (бывшая Бирма), где распространение Интернета не превышает 1%. Получить доступ к Сети можно лишь из немногочисленных интернет-кафе, работа которых жестко регламентируется. Так, власти регулярно просматривают электронную почту клиентов этих заведений.
Авторы исследования сообщают, что в тюрьмах Мьянмы находятся как минимум два блогера. Одному из них, известному под ником Zarganar, предстоит провести в заключении 59 лет за распространение видеозаписи, в которой были показаны разрушения, вызванные прошлогодним циклоном "Наргис". Довольно опасно вести онлайновый дневник также в Иране, Сирии, на Кубе, в Саудовской Аравии, Вьетнаме, Тунисе, Китае, Туркмении и Египте.
В каждой из этих стран власти подвергают цензуре виртуальное пространство. Известно, что на Кубе отбывают заключение двадцать блогеров, а в Китае – не менее двадцати четырех.
К примеру, в декабре прошлого года вьетнамские власти одобрили новые инструкции, запрещающие блогерам затрагивать темы, которые правительство считает деликатными или неуместными, и требующие ограничиться личными проблемами.
Правила запрещают любые сообщения, которые подрывают национальную безопасность, подстрекают к насилию или преступлениям, раскрывают государственные тайны или содержат неточную информацию, способную повредить репутации людей и организаций.
По мнению экспертов, правила призваны обуздать быстроразвивающуюся блогосферу Вьетнама. Она стала альтернативным источником новостей для многих жителей этой страны, где СМИ контролируются государством. Новые правила требуют от интернет-компаний, которые поддерживают блоги, отчитываться перед правительством каждые полгода и предоставлять информацию о блогерах по первому требованию. Компании также обязаны не допускать и удалять контент, который правительство считает вредным. Инструкции, написанные Министерством информации и связи, поощряют блогеров использовать "чистый, живой вьетнамский язык". Они расширяют предыдущие интернет-ЦУ, которые были введены в августе.
В прошлом сентябре в Марокко осудили блогера на 2 года тюремного заключения. Кроме того, ему предписали выплатить штраф в размере 626 долларов США. 29-летний Мохаммед Ерраджи, бедняк из маленького городка Биугры, написал в онлайновой газете, что североафриканское королевство было разрушено властями, которые оказывают благотворительную помощь и раздают населению такие подарки, как лицензии на вождение такси, что подталкивает народ к постоянному попрошайничеству. По словам Ерраджи, из-за этого марокканцы потеряли чувство собственного достоинства и живут только подаяниями и подарками. Однако не прошло и двух недель, как Ерраджи выпустили из тюрьмы: апелляционный суд города Агадира в Марокко аннулировал решение нижестоящего суда по его делу. Рассматривая апелляционную жалобу, судьи обнаружили, что в решении суда были нарушены определенные процессуальные нормы.
А уже в этом году в Египте разгорелись страсти вокруг 22-летнего блогера Диаа Эддин Гада, которого задержали 6 февраля. Причиной ареста молодого человека стали записи в веб-дневнике, содержащие пропалестинские лозунги, а также резкие высказывания в адрес президента Египта Хосни Мубарака и служб безопасности. Однако в марте, спустя 7 недель, блогера выпустили на свободу. Члены правозащитной группы "Международная амнистия" утверждают, что его систематически избивали и угрожали ему казнью на электрическом стуле.
А иногда блогеров преследуют и другими, ещё менее гуманными методами. (Хотя какой уж тут гуманизм – сплошной произвол.) Например, в феврале 2009-го года в КНР было совершено покушение на Сюй Лая, ведущего сетевой дневник под псевдонимом Цянь Лесянь. Парня, чьи сатирические отклики на ситуацию в стране завоевали широкую популярность, ранили ножом в живот в пекинском книжном магазине после встречи с поклонниками. Есть мнение, что за атакой на блогера стоят китайские спецслужбы: таким образом они решили припугнуть Лая, входящего в двадцатку наиболее влиятельных представителей блогосферы Китая.
Проблемы со свободой слова в Сети наблюдаются даже во вполне благополучной Южной Корее. В начале этого года там арестовали блогера Парка Дэсуна, известного под псевдонимом "Минерва" (Minerva). 31-летнего мужчину обвинили в распространении "беспочвенной информации о нестабильности корейской валюты". В своих постингах на экономическую тематику блогер утверждал, что вон находится в опасности и может обесцениться.
Кроме того, Дэсун критиковал действия южнокорейских властей в период финансового кризиса. Популярность пришла к Минерве после того, как он предсказал крах американского инвестиционного банка Lehman Brothers. Ну а поводом для ареста стало сделанное 29 декабря сообщение о том, что правительство вынудило крупные финансовые учреждения и экспортеров отказаться от покупки долларов, чтобы поддержать национальную валюту.
По местным законам, распространитель слухов в Интернете может получить пять лет тюрьмы и штраф в размере 50 миллионов вон (37510 долларов). В Сети то и дело мелькали слухи, что Минерве придется по полной программе ответить за свои постинги, однако в апреле он всё же был оправдан судом. По мнению судьи, Пак Дэсон не имел возможности проверить правдивость своей информации. Более того, добавил судья, даже если бы он сознательно лгал, нельзя доказать, что он хотел навредить общественным интересам, принимая во внимание обстоятельства, сложившиеся на валютном рынке в тот момент.
В России блогеры и посетители форумов нередко попадают в поле зрения правоохранительных органов, однако судят их вовсе не за "неудобные" экономические прогнозы и не за распространение безобидных видеороликов, а за различные экстремистские выходки в онлайне.
Скажем, в феврале текущего года Следственный комитет при прокуратуре РФ по Республике Марий Эл завершил расследование уголовного дела по факту распространением жителем города Козьмодемьянска сообщений, направленные на возбуждение национальной ненависти и вражды, унижение и оскорбление национального достоинства народа мари, а также представителей кавказских народов. Злоумышленник также пропагандировал неполноценность по признаку национальной принадлежности. Правоохранители утвердили обвинительное заключение по части 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Рассмотрением уголовного дела занимается Козьмодемьянский городской суд.
Ещё раньше, в конце января, аналогичное уголовное дело было направлено в суд Великого Новгорода. Обвинение в разжигании межнациональной розни в Сети предъявили 22-летней новгородке Евгении С., которая размещала в онлайне тексты экстремистского содержания.
В прошлом году правоохранительные органы не раз обнаруживали интернет-экстремистов. Так, в июле следственный комитет Краснодара предъявил местному жителю, имя которого не называется, обвинение в разжигании межнациональной розни на интернет-форуме "Кубань.Ру". А в августе Кемеровская областная прокуратура возбудила уголовное дело против блогера Дмитрия Соловьева, представителя кемеровского отделения движения "Оборона". Стоит также упомянуть дело Саввы Терентьева – первого блогера, осужденного по подобному обвинению, который сейчас пытается восстановить справедливость в Европейском суде по правам человека.
За свои слова, сказанные в Интернете, сегодня регулярно приходится отвечать гражданам многих государств. Другое дело, что слова – они бывают очень разными, и, к примеру, отечественным блогерам, склоняющимся к излишне радикальным взглядам, в ряде случаев досталось как раз по заслугам. Зато законопослушным авторам сетевых дневников, судя по всему, можно без опасений рассуждать о ситуации с курсом рубля и прочих экономических злоключениях. И это, безусловно, не может не радовать.
Алексей Стародымов
Источник: Сomputerra Online