Roem.ru взял интервью у пресс-секретаря соцсети "ВКонтакте".
Что бы вы назвали главными для компании событиями, решениями, нововведениями 2011 года?
Есть несколько направлений, в которых ВКонтакте удалось добиться
В третьих, научились лучше общаться с прессой и партнерами. Оказалось, что большая часть критики и недопонимания шла просто
Подтянули мобильное направление: приложения, мобильные версии. Отстояли свою независимость от тех, кто пытался нас поглотить, сделать частью своей системы. И, наконец, еще раз подчеркнули нейтральность Рунета в политических вопросах.
Что вы считаете главными событиями в Рунете и Интернете за прошедший год?
Я уже все забыл. После выхода Дурова на публику и переезда на единый домен vk.com у меня начался новый отсчет времени, а это все уже случилось в этом году. Большую часть своего времени я провожу в Твиттере и ВКонтакте на этом мой Рунет заканчивается.
Конференции я не посещаю, хотя за новостями стараюсь следить. Например, ожидал, что Futubra окажется большей бомбой достаточное количество талантливых людей собрали под проект. Возможно, они еще раскачаются?
Какие новости компании задали больше всего работы вам как
Сложно так навскидку вспоминать инфоповоды я отрабатываю тему и сразу перехожу к следующей.
Удары иногда приходят с самых неожиданных фронтов. Мелкое украинское издание запустило слух о том, что ВКонтакте закроют. Я следил, чтобы эта новость не попала в какие-нибудь значимые издания или блоги известных людей, но не заметил как она ушла в глубины сайта, к пользователям. И когда в ленте у Павла девушка написала «Я перехожу на Фейсбук, так как ВКонтакте закрывается», он прислал довольно умеренное сообщение о том, что пресс-служба проспала ситуацию. Впрочем, даже от спокойной критики со стороны Дурова часто хочется проглотить бильярдный шар.
С точки зрения GR, конечно, самое жаркое время пришлось на публичную переписку Павла с правоохранительными органами. Долго потом я тушил пожары в общении представителями власти. Главная задача заключалась в том, чтобы Павла не записали
В стратегическом GR меня интересуют федеральные каналы и их информационная политика в отношении интернета. Они постоянно режут комментарии в одну сторону: «Интернет это плохая среда, не ходите туда. Там педофилы, пропаганда суицида, квартирные воры и прочие». Есть всего одна отраслевая передача «Вести.нет», да и та слишком субъективная.
Меня смущает исключительная ориентация ВГТРК на западные сети при том, что работают они на российскую аудиторию. Их крутящийся баннер Фейсбук-Твиттер вызывает обиду за всю российскую интернет-индустрию. Видимо, эта такая позиция «казаться технологичным, самому при этом оставаясь совком». Наверное, на осознание того, какие ресурсы более технологичны и могут дать больше трафика, им требуется время. А я пока приступил к работе с другими телеканалами.
Довольны ли в компании ростом пользовательской базы и пользовательской активности? Как повлиял на сайт рост политической активности интернет-пользователей в последние месяцы?
За этот год, количество активных пользователей ВКонтакте снова увеличилось на 50%. Это учитывая, что мы только в последние пару месяцев занялись более пристальной работой с регистрацией и другими сложными для пользователей процессами. Стараемся уменьшать силу трения везде, где это возможно. Стало еще лучше за декабрь, например, увеличили количество ежедневных регистраций в два раза.
Сложно отследить влияние именно политических событий на рост пользовательской активности у нас неизменно положительная динамика. Одна только реформа личных сообщений, и появление быстрых мобильных приложений за 6 месяцев увеличили количество отправляемых сообщений со 170 млн в сутки до 500 млн. А работа над стеной и сервисом фотографий взорвали активность в отметках «Мне нравится» за последние два месяца их количество увеличилось в два раза, до 300 млн. в день.
Как продвигается международная экспансия ВКонтакте? В мае Павел Дуров писал об успешном завершении переговоров с немецкими партнерами. Состоялся ли уже выход на немецкий рынок?
У нас не было планов российской экспансии, и нет планов международной экспансии. Это все очень маркетинговые категории, а мы не продвигаемся через маркетинг так говорит мое руководство. Мы продвигаемся через постоянное улучшение продукта. Но я сам иногда рассуждаю на эту тему.
Мне кажется, продвигаться через маркетинг из страны в страну это пустая трата времени. Если поменять американо-европейское сознание, то все остальные страны развернутся автоматически. То есть если и предпринимать
У московского представительства ВКонтакте появилась вакансия, ищется человек, отвечающий за организацию мероприятий. Какие мероприятия вы собираетесь проводить? Появится ли Павел на каких-нибудь конференциях?
Честно говоря, я не слышал. Возможно, Илья Евгеньевич (Перекопский Roem.ru) там,
Фото Катерины Чередник
Топ-лица ВКонтакте часто рассказывают, что в компании нет долгосрочных планов по разработке, нет списка багов и фич для постепенной реализации. Чем, в этом случае, вдохновляются разработчики, откуда берутся идеи, что добавить, что поменять?
Идея может прийти откуда угодно: в комментарии случайного пользователя, голове Вождя или любого разработчика, но все решения о воплощении принимает Павел. Дуров каждый день приходит в штаб, заходит к разработчикам, интересуется настроением и что-то им рассказывает. Все меняется слишком стремительно: уезжая на несколько дней в командировки, я постоянно возвращаюсь в новую компанию.
Расскажите побольше о проекте инвестирования стартапов Дуровым и Мильнером. Какого рода проекты в основном были среди заявок? Сколько из них зашли дальше стадии голой идеи? Многие не верят в «бесплатный сыр» и считают, что безвозмездное инвестирование компаний всё-таки даёт
Если не верите Дурову и Мильнеру, в их добрые намерения, то разве поверите мне? Легче всего обратиться к самим стартаперам и узнать, просили ли мы что-нибудь у них взамен. (Лучше к тем, у которых языки не вырезаны). Более того, DST приглашает их на завтраки, знакомит с известными интернет-деятелями. Не с инвесторами, а такими же как они творцами.
Многие присылают просто идеи.
Давайте поговорим о конкурентах. В этом году очень оживились «Одноклассники». Как вы оцениваете их действия? Что поможет вам оставаться впереди, несмотря на прогресс конкурента?
Хорошо, что такие игроки возвращаются в конкурентную среду и вместе с нами ускоряют прогресс. Мне нравится их команда, нравится подход Широкова. Обидно, что их таланты московский холдинг тратит на выкачивание денег из региональных пенсионеров.
Наше главное преимущество наша независимость во всех сферах, начиная от ценностей и заканчивая принятием решений.
Вряд ли
Концепция ЖЖ была гениальной для начала нулевых. Но блоггинг и его востребованные форматы постоянно эволюционируют. Сегодня нет гарантий, что авторитеты ЖЖ могут адаптироваться к тому, в каком виде информация нужна пользователям в наши дни. Для некоторых это не проблема, а другие пытаются оставаться в рамках того формата, который их сформировал. Поэтому насильно перетаскивать
Что скажете о Futubra? Чего главного ей не хватает, а что вам в ней понравилось?
Не знаю. В России они застряли между ВКонтакте и Твиттером, зачем они здесь? Да и Tumblr активно развивается, сделали русскую версию.
Наконец, Facebook. В этом году компания озвучила планы по развитию на неамериканских рынках, и Россия оказалась одним из приоритетов. Чувствуете ли вы угрозу и что собираетесь ей противопоставить?
Компания Фейсбук с 2009 года как минимум раз в год объявляет Россию приоритетным направлением. Нам греет душу, что в своих обращениях перед IPO они снова обозначили Россию наиболее просторным потенциальным рынком. Всего 15% пользователей охвачено есть куда развиваться!
Сейчас уже понятно, что до России, на самом деле, им дела нет не считая обещаний для инвесторов. А мы, наоборот, идем навстречу и прессе, и партнерам. Мы реагируем на рынок, и нужды отечественных пользователей мы можем удовлетворять максимально быстро. Фейсбук этого делать не хочет, да и не может.
Руководство ВКонтакте славится своей антидемократичностью («Пару дней Вы будете нас ненавидеть, затем любить еще сильнее. Но ради Вас мы готовы смириться даже с Вашей ненавистью»). Действительно ли вы не прислушиваетесь к мнениям пользователей? Имеет ли «население» ВКонтакте хоть
Пользователи имеют колоссальное влияние, хотя могут этого не осознавать. Например, мы в последнее время очень крепко держим руку на пульсе статистики. Голосование ногами сейчас как никогда действенный метод для влияния на наши решения. Мы сразу видим на графике: пользователи перестали
Мы любим смотреть на статистику по пятиминуткам. То есть не «сегодня запустили, а через неделю вот так». А: «Смотрите, вот мы сделали это, и оно уже через десять минут пошло вверх вот так. А еще через полчаса вниз вот так. По сравнению с тем же моментом вчера или в тот же день неделю назад».
Еще мы любим смотреть, на что жалуются люди нашей межгалактической поддержке. Большинство пользователей не могут сформулировать решения проблем, но это и не нужно. Решения мы умеем находить сами. А вот понять, где именно болит, можно очень хорошо. Достаточно анализировать частые вопросы и посматривать на максимально точные графики.
Поддержка один из наших наиболее успешных экспериментов. У нас появился мощный инструмент для выявления процессов, которые простой статистикой не всегда удается засечь. И одновременно с этим, одним ударом мы наконец открыли диалог с пользователями.
Теперь нам можно всегда написать и получить ответ, написанный живым, творческим человеком. Если ответ вдруг не понравился, обязательно кричите мы следим. Главная проблема сейчас у нас довольно высокая планка при отборе агентов. Немного не хватает людей. Так что сейчас открыта и еще одна дверь в нашу команду. Если вы клёвый и хотите быть агентом межгалактической поддержки ВКонтакте, пишите нам.
Чем занимаются пользователи ВКонтакте? Как распределяются по процентам разные виды активности просмотр фото, прослушивание музыки, создание записей и т. д.? Смещалось ли по ходу истории сервиса это распределение, и в какую сторону?
Фотографии и личные сообщения всегда наиболее востребованы как, думаю, и в любой социальной сети. Они лидируют с большим отрывом. Насчет роста тоже сюрпризов никаких достаточно вспомнить, что еще полтора года назад в разделе «Новости» можно было увидеть только группы, в которые вступили ваши друзья или их новые знакомства.
Теперь все изменилось, и Новости это автоматически обновляемая лента интересных сообщений, фотографий, роликов. Не удивительно, что доля новостей постоянно увеличивается. Это и самый быстро развивающийся, и самый быстрорастущий раздел.
В прошлом году ВКонтакте брал на себя обязательство к 2012 году очистить соцсеть от детского порно «и другого опасного контента». Вы выполнили это обещание?
Обо всем, что связано с порнографией, на Роеме была уже весьма обширная дискуссия
Например: посадили человека на 10 лет за то, что он выложил детское порно ВКонтакте. Возникает миф о том, что ВКонтакте рассадник детской порнографии. А на самом деле, мы не просто удалили то, что он выложил, но еще и помогли отправить его за решетку. Без нашего участия такой исход невозможен.
Мы сотрудничаем в этом вопросе с МВД, с общественными организациями, помогаем им искать, находить, удалять. Выдаем по официальным запросам данные людей, которые занимаются этими преступлениями. Так что, если
Газеты пишут, что после IPO Facebook Mail.ru Group может недружелюбно поглотить часть ВКонтакте. Что вы собираетесь с этим делать?
Невозможно недружелюбно поглотить непубличную компанию, акционеры которой не хотят продавать акции. Разве что если устроить рейдерский захват с автоматчиками. Наш директор по маркетингу говорит, что на этот случай у нас стоит зенитка на ресепшне.
Павел Дуров, говорят, очень уважает Стива Джобса. Насколько Павел следует его принципам и разделяет взгляды? Можно ли по сборнику цитат Джобса гадать о следующих нововведениях ВКонтакте?
Павел хоть и уважает Джобса, но не настолько, чтобы делать еще один Apple по мотивам сборника цитат. Впрочем, в ДНК Apple и VK явно есть
Источник: Roem.ru