В последние дни сразу два крупных и уважаемых британских издания решили регламентировать отношения своих журналистов с «новыми медиа». Sky News, а вслед за ним и «Би-би-си» опубликовали свод правил работы сотрудников с Twitter. Действия обеих редакций направлены на борьбу с конкурентами в микроблогах, однако избранными методами руководители изданий рискуют добиться обратных результатов.
Четыре заповеди Sky News
Первым ограничить свободу своих журналистов в микроблогах решился новостной телеканал Sky News. 7 февраля руководство распространило среди своих сотрудников письмо, в котором предписывалось:
- Не ретвитить под рабочим аккаунтом сообщения пользователей, которые не работают на канале
- Не отправлять экстренные новости в микроблог, не сообщив о них сперва в новостную редакцию
- Не писать сообщения на тему, которой журналист не занимается сам
- Не отправлять сообщений, не относящихся к работе
В руководстве Sky News эти решения объяснили стремлением к точности и единообразию. В письме отмечалось, что информация, отправленная в микроблог
На следующий день новое руководство по работе с микроблогами было опубликовано для сотрудников вещательной корпорации
Это распоряжение объяснили не стремлением к единообразию, а тем, что задача
Нововведения были приняты в штыки как пользователями «Твиттера» (достаточно почитать отзывы по хештегам #skynews и #bbc), так и журналистами обоих изданий. По крайней мере, The Guardian со ссылкой на источники в Sky News пишет о «шоке и смятении», царящих в редакции. О настроениях вокруг
Не совсем понятно, какие санкции будут применяться в отношении журналистов, нарушивших правила. Кроме того, количество официальных твиттер-аккаунтов сотрудников Sky News и «Би-би-си» исчисляется десятками, и уследить за всеми довольно нелегко. Но самое главное совсем не факт, что из ужесточения правил работы с редакционными аккаунтами в Twitter выйдет что-нибудь путное. Скорее, получится наоборот.
Новое СМИ
Twitter появился почти шесть лет назад, но долгое время существовал не только вне правового, но даже вне смыслового поля: поначалу мало кто понимал, что делать с сервисом, который вроде бы и блог, но ограничивает длину поста
За пару лет новый сервис вошел в моду и зажил жизнью более полной, однако от СМИ все еще совершенно автономной. Спецификой Twitter всегда был резкий рост активности пользователей на фоне важных событий: стихийных бедствий, общественных волнений или спортивных мероприятий (рекорд по количеству сообщений в минуту сейчас принадлежит финальному матчу чемпионата мира по женскому футболу между сборными США и Японии в июле 2011 года). Однако мировые медиа смогли по достоинству оценить информационные возможности микроблогов только в 2009 2010 годах.
Вехой в истории Twitter как средства массовой информации считается судебный процесс над американцем Стивеном Хэйесом. В 2007 году он совершил в штате Коннектикут тройное убийство. К сентябрю 2010 года дело дошло до открытого суда, за которым следило полстраны. Телекамеры и микрофоны в зал заседания допущены не были, однако судья позволил журналистам пользоваться телефонами и компьютерами для отправки текстовых сообщений, и Twitter стал главным инструментом, через который общество (одновременно с редакторами новостных изданий) узнавало о ходе процесса.
К 2011 году многие крупнейшие СМИ обзавелись аккаунтами на Twitter. Однако, по результатам исследования, опубликованного в ноябре 2011 года в рамках проекта «Совершенство в журналистике» (Project for Excellence in Journalism), в 93 процентах случаев микроблоги используются новостными изданиями для того, чтобы публиковать ссылки на свои сайты.
Очевидные исключения уже упоминавшиеся чрезвычайные происшествия. Во время терактов, стихийных бедствий, восстаний и войн, которыми были богаты последние полтора года, многие издания превратили свои аккаунты в Twitter из рсс-фидов со ссылками на собственные сайты в самостоятельные информационные ленты. Если на площади Тахрир происходило
Видимо, именно во время «арабской весны» окончательно укоренилась традиция «сливать» экстренные сообщения в микроблоги. После того как аккаунты в Twitter завели даже информагентства, и новости с пометкой «молния» начали появляться в микроблоге Reuters быстрее, чем на их же закрытой ленте, за подписку на которую, кстати, издания должны платить, Twitter окончательно уравнял в возможностях новостных редакторов и обычных пользователей, превратившись в самое демократичное СМИ на планете.
За что боролись
С этим демократизмом, видимо, и решили бороться в Sky News и «Би-Би-Си». Вот только чего добьются их руководители? Очевидно, издания увидели в Twitter конкурента и решили
То же самое относится к пункту «не ретвитить конкурентов». Издание, стремящееся привлечь аудиторию Twitter, должно понимать, что его задача сделать так, чтобы пользователю было удобно. Если, например, @lentaruofficial перепостит важное сообщение @kmrsFM, она не только не навредит редакции, но даже поможет. Читателю более или менее все равно, кто первым отправил твит. Важно, чтобы новость как можно быстрее оказалась в его ленте.
Из этого следует, что в конечном счете наибольшим успехом в Twitter будет пользоваться то издание, чей микроблог окажется наиболее наполненным как за счет собственных сообщений, так и за счет ретвитов коллег. Только такой «твиттер» может справиться со своей основной задачей: привлечь на сайт издания новую аудиторию.
Из четырех «заповедей» Sky News
Вообще «уместность» ключевое понятие для редакционного микроблога. Хочется верить, что ведущие официальных «твиттеров» авторитетных изданий
Константин Бенюмов
Источник: Lenta.ru