«Кризис для медиа рынка Казахстана выдался ощутимым, бюджеты снизились более чем на треть», говорит Влад Бутраменков, медиадиректор агентства Rating Point/MediaCom в Казахстане. В конце прошлого года он покинул украинский медиарынок ради работы в этой стране. Похоже, традиция приглашать медиаспециалистов из Украины все больше закрепляется в Казахстане. По словам Бутраменкова, рынки двух стран имеют много общего. В интервью «МедиаБизнесу» он рассказал о ключевых тенденциях для медиа Украины и Казахстана, особенностях местных телеформатов и дорогой «наружке».
Влад, поскольку Вы все же большую часть 2011 года работали на украинском рынке, какие главные медиа тенденции Вы могли бы отметить?
Для меня главными итогами прошедшего года стали:
Думаю, Вы уже успели познакомиться с казахстанским ТВ. Чем оно отличается от украинского? Сколько общенациональных каналов в этой стране?
На казахстанском рынке очень сильно влияние российского ТВ. В стране всего лишь несколько оригинальных местных каналов, а в основном люди смотрят или международные версии русских РТР, НТВ и так далее, или каналы, в которых за основу взят контент русских «Первого канала», СТС, ТНТ. Как и в Украине, здесь теряет свое значение эфирное ТВ более половины пиплметрической панели принимает сигнал по кабелю или через спутник. Переход на цифровое вещание в Казахстане планируется через два-три года.
Впрочем, в отличие от Украины, здесь нет такого рассредоточения каналов общего интереса по соц-дем профилю. Если в Украине зрители «Нового канала», СТБ, ICTV и «Интера» это разные люди, то здесь у большинства каналов примерно одинаковый профиль аудитории как это было в Украине лет семь назад. И так получается, что зритель русского «Первого канала» в Казахстане значительно младше, чем люди, которые смотрят тот же контент в России или Украине.
Еще одна интересная особенность местного ТВ кабельные операторы врезают в трансляции некоторых каналов собственные рекламные блоки. В основном это НТВ, ПКВС и другие русские каналы. При этом сами пакеты каналов у кабельных операторов насыщенные и недорогие, в сравнении с Киевом.
Какие телеформаты пользуются популярностью у местного населения?
Как и в Украине, основной рейтинг дают сериалы. И что интересно, в Казахстане большой популярностью пользуются турецкие сериалы, которые на многих каналах становятся хэдлайнерами. Из известных ТВ форматов в Казахстане локально производят «Фабрику звезд» и «Х-фактор».
Но при этом в стране нет ни одного новостного канала, есть только один спортивный канал, но и он не пользуется популярностью (и не впечатляет качеством контента). В 2011 году в кабельных сетях транслировались украинские «Спорт 1» и «Спорт 2» вместе с украинской рекламой.
А какие главные отличия украинского и казахстанского рынков вообще?
Рынки во многом похожи высокая доля ТВ в медийных бюджетах, быстрорастущий интернет. Но при этом в Казахстане меньший интерес у рекламодателей к прессе, что во многом вызвано слабостью самих изданий.
У издателей в Казахстане есть две проблемы, которых нет в Украине: а) география и затраты на дистрибуцию (страна намного больше по площади и расстояния между городами не сравнить с украинскими только между Алматой и Астаной 1200 км больше, чем от Киева до Ялты); б) языковая проблема. Если Украина фактически двуязычная страна, то в Казахстане разделение по языку более заметное. Русский с казахским совершенно разные языки. Достаточно большая часть населения потребляет только один из языков. На севере страны больше русскоговорящих, которые не читают на казахском, а на юге больше людей говорящих на казахском, и они предпочитают читать прессу также на казахском.
Еще одна особенность местного рынка высокий спрос на наружную рекламу при небольшом инвентаре. Это привело к высоким ценам на «наружку», средняя цена щита 3×6 в Алмате около $2 тыс.
Вы можете оценить в каком состоянии сейчас рекламный рынок Казахстана? Насколько до сих пор ощутим кризис для медиа?
Кризис для медиа рынка выдался ощутимым, бюджеты снизились более чем на треть. Но курс доллара вырос не так сильно. В 2011 году рынок вышел в долларах на уровень 2007 года.
Кто по итогам 2011 года стал крупнейшим рекламодателем на ТВ в Казахстане?
По итогам года крупнейшими рекламодателями, скорее всего, станут мобильные операторы. ЗА ними P&G, L`Oreal, Henkel. Также
Можно ли сказать, что казахстанские рекламодатели также активно идут в интернет, как украинские? Сколько процентов населения пользуются интернетом?
В Казахстане сейчас очень активно растет уровень использование интернета уже более трети населения имеют доступ к интернету. А в Алмате и Астане более половины. Поэтому и рекламодатели активно наращивают долю интернета в своих бюджетах. Но, как и на ТВ, здесь лидирует российский контент. Высокая популярность у mail.ru, ВКонтакте, Одноклассников, Яндекса. Доля интернета на рекламном рынке была
В Украине была четко видна тенденция ухода иностранных инвесторов из медиабизнеса. Как этим обстоят дела в Казахстане?
Здесь из больших иностранных инвесторов (не русских) только «Бурда», которая является ИД № 1 в стране и Decaux JSC, которые активно развиваются и размещают уличную мебель (ну и сити-форматы на ней). Обе компании успешны в своей отрасли и им нет смысла уходить из страны.
Татьяна Харченко
Источник: Гильдия издателей периодической печати