Появление блогов (личных онлайн-дневников), в которых каждый интернет-пользователь может писать на любые интересующие его темы, выкладывать фото, видео, позволило каждому человеку почувствовать себя журналистом. Такая тенденция обусловила то, что у людей, профессионально занимающихся журналистикой, появились конкуренты - журналисты гражданские, пользователи, распространяющие информацию на любительском уровне. В связи с этим возникают вопросы: в чем опасность гражданской журналистики для профессионалов в этой области: какую угрозу она несет качеству и достоверности информации, медиа-бизнесу и индивидуальности в профессии? Своим мнением на этот счет с РИА Новости поделились эксперты.
С точки зрения журналиста и телекритика Сергея Варшавчика:
Сам термин "гражданская журналистика", на мой взгляд, неверен, поскольку подразумевает, что имеется еще и "военная журналистика". Есть просто журналистика. Если же говорить о том, смогут ли блогеры потеснить или даже заменить журналистов, то я отвечу - нет. Дело в том, что журналист - это человек, профессионально занимающийся сбором и распространением информации, которому платят за это деньги. Иными словами, ремесленник, в хорошем значении этого слова.
Блогер же, занимается сбором и распространением информации не столь целенаправленно, не имея столь мощного стимула к этому, как зарплата. Иными словами, это - любитель, который не обязан проверять правдивость той или иной информации, которую публикует. Сейчас блогерство активно дополняет журналистику и периодически помогает ей находить те или иные темы. Или, наоборот, критикует журналистику, указывая ей на те или иные недочеты в материалах. Часто журналисты сами являются активными блогерами (я, например). И в этом случае блог выступает в роли личного СМИ.
В свое время, с возникновением кино думали, что теперь театр умрет. Потом, такие же страхи возникли, когда было изобретено телевидение, которое, вроде бы, должно было отменить кино. Затем, на "арену" выступил интернет и возникли горячие дискуссии о том, что вот теперь-то телевидению придет конец. На самом же деле, все вышеперечисленное мирно сосуществует, дополняя досуг среднестатистического гражданина любой страны.
С точки зрения главного редактора деловой газеты "Взгляд" Александра Шмелева:
Главная опасность: у любителей нет никакой ответственности. Их профессиональная деятельность и зарплата не зависят от репутации, они могут сообщать о любых фактах. И совершенно нормальной является ситуация, когда один и тот же пользователь LiveJournal (Живого Журнала) постоянно пишет о различных утках, которые на поверку оказываются ложью.
Кроме того, публика вообще любит всякие сенсации, даже если потом они оказываются утками. Главная опасность для профессиональных журналистов - на эти утки "вестись". К сожалению, многие наши коллеги начинают писать серьезные (якобы серьезные), аналитические статьи в якобы серьезные издания, вся фактура для которых берется из блогов этих журналистов-любителей, из Живого Журнала. Таким образом, они оказываются на очень уязвимых позициях, их можно аргументированно опровергать.
Вообще, журналистика - это любовь к распространению информации, и здесь действует принцип: "то ли он украл, то ли у него украли, а осадок остался". Поэтому авторитет информации очень сильно упал с появлением блогов, с развитием интернета. Сейчас, когда появляется новость, более-менее знающие люди не начинают ее сразу же воспроизводить, а считают своим долгом тщательно и несколько раз ее проверить. Потому что в 99% случаях она оказывается уткой.
С точки зрения руководителя службы блогов компании "Суп" Антона Носика:
Это вопрос такого же рода, как: "Угрожает ли профессиональному спорту любительский?". То есть в каком-то абстрактно-рыночном смысле в любительском спорте есть угроза профессиональному. Если есть много высококачественных любительских команд, и много классных игроков международного уровня, которые занимаются спортом в свободное от основной работы и учебы время, то, наверное, это создает конкуренцию на трансферном рынке. И, наверное, игрокам профессиональной лиги труднее "набивать" цену на свои контракты, если у тренеров есть возможность выбирать - кого принять на работу. И в этом смысле сильные игроки-любители, безусловно, угрожают профессионалам.
Если некоторые агентства торгуют работами определенного фотографа за сотни долларов за снимок, а у того же самого фотографа есть свой собственный фотоальбом из которого можно купить эти или другие его снимки с того же события напрямую и дешевле, то таким образом подрывается бизнес фото посредничества. В этом смысле, конечно, есть прямая угроза экономическим интересам. Но если говорить об отрасли в целом, то, разумеется, профессиональный спорт сильно выигрывает от того, что благодаря нему огромное количество людей вовлечено в спорт любительский. То есть, профессиональный футбол выигрывает от того, что в стране много спортивных школ, много дворовых площадок, от того, что многие люди любят играть в футбол. Если существующую в спорте ситуацию спроецировать на журналистику, то можно говорить о том же самом. Если человеку интересно узнавать новости из чьего-то блога (личного онлайн - дневника) - то есть из народной журналистики, то не нужно считать, что это происходит за счет газет, аудитория которых и так, независимо от Интернета, снижается, а происходит за счет публики, которая газет раньше не читала. Если сегодня аудитория LiveJournal (Живого Журнала) - 8 миллионов человек (только русской части), то это не аудитория, отнятая у "Коммерсанта" и "Ведомостей", потому что у них, вместе взятых, столько аудитории никогда и не было. Это новая потенциальная аудитория, ими обретенная. То же самое касается профессионального рынка и возможности редакторов выбирать сотрудников, возможности издания выбирать материалы. Чем шире предложение, тем больше шансов на качественную работу.
С точки зрения cтаршего спецфотокорреспондента РИА Новости, академика Международной академии пресс-фотографии, преподавателя МГУ Владимира Вяткина:
Я не вижу особой опасности для профессионального журналиста, хотя в профессиональной журналистике я разочаровался полностью. Ее оттеснили на второй план интернет и телевидение. Если лет тридцать-сорок назад скорость передачи информации была другой, и фотограф имел возможность воздействовать на общественное сознание, на психологию общества через какие-то социальные проблемы внутри страны, находясь вне ее, то сейчас телевидение имеет необъятные возможности. Можно моментально передавать сообщения с места события, терактов, снимать мыльницами, мобильными телефонами. И вот вы утром встали, включили телевизор, по которому идет какая-то информационная программа, повторяющаяся через каждые 20-30 минут. Вы услышали что-то краем уха, краем глаза увидели изображение - и вы уже информированы, то есть представляете, что происходит. Вас не интересует глубокое проникновение в суть того или иного события, но визуально вы его представляете. Если есть интерес проникнуть глубже - вы отправляетесь в Интернет. Но рано или поздно обществу понадобится проникнуть в суть событий, в суть человеческих отношений.
Человека интересует оперативная информация: за рулем автомобиля, где угодно: что и где загорелось, кто умер и т.д. Но любой обыватель и потенциальный потребитель информации будут снимать и авторучками, и часами, и пуговицами, и чем угодно. Важно быстро передать.
Так что, опасность для профессиональной журналистики есть. Но людей образованных, помимо чисто события, интересует его глубина. Это основа всего: и литературы, и журналистики, и любого искусства. Не нужно этого бояться. Пусть будет и так. Любой человек переварит в течение какого-то времени полученную информацию и, если захочет большего, обратится к профессиональной журналистике. Никуда он от этого не денется.
Источник: Останкино.РУ