10 ноября в Ташкенте стартовал Четвертый региональный смотр работ режиссеров кинодокументалистов под общим названием “Возобновленные диалоги - 4”, организованный Швейцарским бюро по сотрудничеству, Фондом “Форум культуры и искусства Узбекистана” и Национальным агентством “Узбеккино”.
Показать свои работы на него приехали, кроме участников из Узбекистана, режиссеры из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Правда, участие последних до последнего момента оставалось под вопросом, так как фильмы, привезенные туркменами, не прошли предварительную цензуру в Ашхабаде.
Кроме национальных цензоров в Туркменистане предварительный смотр фильмов устраивают организаторы в Ташкенте, задача которых не пропустить работы с политическим контекстом или с откровенными сценами.
Чаще всего из-за цензуры не проходят фильмы казахстанских и кыргызских документалистов. Многие режиссеры из этих стран посылают свои фильмы, но не получают взамен приглашения. В казахстанских фильмах много откровенных сцен, а в кыргызских - политических подтекстов.
Опытное жюри, состоящее из работников национального агентства “Узбеккино” знает, что можно допустить к показу, а что нет.
“Поэтому конкурсная программа из года в год становится все скучнее и однообразнее. Проходят только те фильмы, которые содержат абстрактные размышления на философские темы, далекие от реалий сегодняшнего дня”, - рассказывает на условиях анонимности известный ташкентский режиссер, принимавший три года подряд участие в отборе фильмов на конкурс, но в этом году самоустранившийся от участия в нем.
По словам сценариста и критика, преподавателя Национального Университета Узбекистана по основам кинематографии Хамидуллы Акбарова, конкурсу не хватает новых смелых творческих подходов.
“Кинематограф не может быть вне реалии жизни и проблем региона, а часто фильмы не отражают именно саму жизнь в Центральной Азии. Может быть, поэтому некоторым участникам он кажется не концептуальным. Но вот казахские режиссеры поразили меня в первый же день. Они сняли очень смелый фильм о том, как Казахстан шел к Независимости. Это не просто документальное кино, а целый концептуальный сериал”, - отмечает известный кинодеятель.
В конкурсе принимают участие и режиссеры из Ташкента. Всех заранее предупредили, в фильмах не должно быть никого политического аспекта. Ведь их будут смотреть гости из соседних стран, а Узбекистан претендует на лидерство в регионе. Значит важнейшее из искусств должно поддерживать благоприятный имидж страны.
Молодой режиссер, студент театрального института Ташкента Олег Гаспаров также попытался выбраться на региональный уровень путем демонстрации своего фильма на конкурсе. Но к основной программе его работа так и не была допущена.
“Я снял фильм о том, как праздновали 2200-летие Ташкента, то есть, то, что осталось за кадром. Мы с другом сделали работу, в которой была реальная картина торжеств.
- Как согнали всех мардикеров из города, как 1 сентября невозможно было пройти в центре из-за скопления ментов, как всех беспризорников собрали и повезли в тюремник - распределитель, а все неприглядные места по городу залепили всякими плакатами о достижениях за 18 лет. Фильм получился очень красочный, но жюри не понравилось. А сегодня, когда я рассказал одному казаху режиссеру про это, он пошутил. “Ну, не зря же вашу страну в Центральной Азии называют “Успехистан”. Все должно быть в ажуре, сказал он мне”, - рассказывает молодой человек.
И, действительно, как признаются многие документалисты “вредное” с политической точки зрения кино шансов на показ не имеет.
“Вы бы видели, что там показывали из Узбекистана. Это просто индийские мелодрамы. Более менее приличное кино у кыргызов и казахов”, - говорит молодой режиссер.
Фестиваль “Возобновленные диалоги” проходит в четвертый раз, начиная с 2003 года, но пока особого импульса в его развитии не ощущается. И многие связывают это с различием в подходах к документальному кино в странах региона.
Казахские режиссеры наиболее раскрепощенные, не плохо смотрятся кыргызы. А в работах режиссеров из других стран региона заметна зажатость, что, по мнению критиков, является свидетельством политических реалий в этих странах.
Кстати, одной из главных тем, которая обсуждалась в кулуарах смотра - это закрытие “Музея кино” в Ташкенте, где показывали интеллектуальное кино, шедевры мировой кинематографии.
Прибывшие в Ташкент документалисты из стран Центральной Азии были возмущены таким решением. “Музей кино” - уникальный кинотеатр не только в Узбекистане, но и во всем регионе.
“Такой культурной площадки больше нет ни в одной стране, и даже у нас в Казахстане. Мы вам всегда немного завидовали, что у вас в центре города есть кинотеатр, где показывают столь откровенный видеоарт. Жаль, что Ташкент остался без хорошего кино”, - признается молодой режиссер из Казахстана Эркин Байтасов.
“Возобновленные диалоги” должны сплотить документалистов региона, но пока из-за разного уровня демократического и экономического развития региона диалога все никак не получается.
Смотр фильмов продолжится до 14 ноября.
Источник: ЦЭЖ