Положение средств массовой информации в Таджикистане ухудшается. Подписной каталог на газеты и журналы, по состоянию на первый квартал 2010 года, стал рекордно низким по общему объему подписки за последние 10 лет. Отсутствие интереса читателей сказалось на всех печатных СМИ республики. В конце списка, как всегда, районные газеты. 80% подписавшихся на них, изъявили желание читать газеты только в первом полугодии. Центральные СМИ также не выходят на расчетные параметры - только 35% годовой подписки.
Чуть лучше положение негосударственных газет и журналов развлекательного характера. Они - лидеры по подписке, но и это лидерство формируется за счет газет с кроссвордами, сканвордами, анекдотами, гороскопами и программами телепередач. Общественно-политические новости, в том виде, в котором они подаются государственными СМИ, аудиторию не интересуют.
По словам депутата Мажлиси Оли, осуществление подписки на СМИ возложено на председателей местных хукуматов, руководителей министерств и ведомств, являющихся учредителями или соучредителями газет и журналов. Первая волна подписки проходит непосредственно по возглавляемому ведомству, затем идут подчиненные организации и предприятия. Особенно тяжелая ситуация в районах, где СМИ выживают только за счет подписки. Реализация газет и журналов через розничную сеть не имеет смысла - их никто не покупает.
"Местные печатные средства массовой информации вынуждены печатать то, что им укажут", считает Джума Толиб, учредитель одного негосударственного еженедельника. - "Есть талантливые журналисты, способные объективно осветить происходящие в глубинке процессы, но у них сломаны перья. Они вынуждены следовать "позиции редакции", которая в свою очередь, следует позиции учредителя, проводящего вынужденную подписку на издание. Поэтому, районные газеты напоминают скорее, бюллетень местной администрации с комментариями о прошедших собраниях, высокой эффективности проводимых государством реформ".
В стране проводится целенаправленная политика усиления рычагов влияния на СМИ. Помимо мер прямого воздействия и устрашения, создается мощное кольцо экономической блокады СМИ. В экономическом плане редакции полностью зависят от государства. Режим наложил свою руку на все этапы функционирования газет и журналов, от выдачи свидетельств редакциям до скрупулезного контроля типографий.
Правозащитная организация "Freedom House" считает Таджикистан страной, где не соблюдается свобода слова. В отчете организации говорится, что власти республики превратили прессу в подручный инструмент и эта тенденция усиливается с каждым годом.
Не напоминает ли это недавние процессы в Кыргызстане. И не завершаться ли эти процессы у нас в стране так же, как и у соседей?
Но пока именно давление на СМИ породили феномен возникновения таджикской прессы за рубежом - газеты "Чароги руз" Д.Атовуллоева в России, радиостанции "Садои муджохид" ("Голос моджахеда") в Афганистане, появление первого частного журнала "Мардумгиех" ("Исцелитель душ") - гражданина Таджикистана Равшана Рахмони, а также сайта "tajmigrant.com" - Каромата Шарипова. В отношении "неугодных" журналистов, в послевоенное время власти Таджикистана работали "под шумок". Убийства, похищения, избиения и надругательства, совершенные людьми в масках, можно было свалить на кого угодно.
Пресс-климат республики в третьем тысячелетии овеяли новые, еще более беспощадные бури и ураганы. Теперь все законно - в суд, на неадекватно мыслящую газету, подается иск, который мгновенно удовлетворяется и штрафные санкции по которому, несмотря на никакие пересмотры дела в вышестоящих инстанциях, не изменяются. Это экономическое возмездие строптивым журналистам. Именно возмездие, а не наказание, потому что многомиллионный моральный ущерб, "жестоко нанесенный" газетой высокоуважаемому государственному органу, доведенная до нищенства редакция выплатить не в состоянии. СМИ, в силу своей несостоятельности ликвидируется, имущество и оргтехника распродается с молотка, вырученные средства выплачиваются пострадавшей организации.
Метод вполне законный, если не принимать во внимание то, что судебная система на стороне государства и, в Таджикистане судья, который еще хочет работать, никогда не вынесет решения в защиту какой-то там газетенки.
Сегодня такие меры принимаются в отношении газеты "Миллат" и "Пайкон". "Миллат" обвиняется Министерством сельского хозяйства Таджикистана, за то, что в одной из статей Минсельхоз было названо самым коррумпированным министерством республики. Беспробудное пьянство и увеселения работников министерства были прерваны. Целая неделя вынужденной трезвой работы и воздержания, вследствие плохого настроения министра, вызванного статьей, выразились в "моральном ущербе" в размере 1 миллиона сомони. Это почти 230 тысяч долларов США - де факто - расстрельный приговор редакции, которая не сможет выплатить компенсации, если даже продаст все свое имущество и квартиры своих корреспондентов. Учитывая настроения властей против журналистов, нужно еще поблагодарить провидение, что остальные министерства и ведомства не подали аналогичный иск, с требованием доказать, чем это они менее коррумпированы.
"Пайкон" обвиняется Агентством по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции Таджикистана ("Таджикстандарт") из-за публикации открытого письма группы предпринимателей к руководству республики. В октябре прошлого года суд первой инстанции удовлетворил иск Агентства и постановил взыскать с газеты "Пайкон" 300 тыс. сомони (около 70 тыс. долларов США) в пользу "Таджикстандарт". 26 января в суде города Душанбе состоялось кассационное рассмотрение жалобы еженедельника "Пайкон" на решение суда первой инстанции по иску Агентства "Таджикстандарт". По сообщению НАНСМИТ Таджикистана, суд оставил решение первой инстанции без изменения, то есть газета "Пайкон" должна заплатить штраф "Таджикстандарт" в размере 300 тысяч сомони.
Смельчаков вроде "Пайкон" и "Миллат" уже не осталось. Это жизнь и действующие редакции республики, заслышав команду "Рогун", дружно взялись за пропаганду нового проекта правительства - Рогунскую ГЭС. В стороне не осталась ни одно печатное или электронное СМИ.
Хуршед Азизов
Источник: ЦентрАзия