Автор «Самого лучшего учебника по журналистике» и ведущий радиостанции «Эхо Москвы» о журналистах-брендах, репутации, деньгах и о том, что нельзя обижать свой холдинг.
Матвей Ганапольский более двадцати лет работает на радио «Эхо Москвы». В разные годы вел множество телевизионных проектов в России и за ее пределами, в том числе в Грузии, Италии, Америке и в Украине, на телеканале «Интер». В его послужном списке и развлекательная журналистика, и серьезная колумнистика. В последние годы Матвей Юрьевич известен также как писатель автор «Самого лучшего учебника по журналистике», без ложной скромности претендующего на звание такового, а также других книг разнообразных жанров. Мы встретились с Матвеем Ганапольским в его родном городе Львове, куда он прибыл по приглашению школы журналистики Украинского католического университета, и расспросили о том, как заработать имя в профессии, конвертировать его в деньги и не потерять при этом репутацию.
Матвей Юрьевич, ваше имя бренд. Как журналисту стать брендом, и могут ли люди, не достигшие этого, считаться лузерами в профессии?
Что значит бренд? Это понятие субъективное. Например, я для российской журналистики, и, наверное, для украинской могу считаться брендом. Но когда я приехал в Соединенные Штаты Америки, все, о чем меня попросили, это вовремя платить за квартиру. К сожалению, к моему великому удивлению, меня в аэропорту не встречал Ларри Кинг, а Мердок мне даже не позвонил! Я считаю, что это безобразие! Но оно свидетельствует о субъективности понятия «бренд».
Журналистика есть самая разная: есть такая, которую я называю мейнстримной шоу Савика Шустера или Евгения Киселева, в которых обсуждается всё. И есть журналистика нишевая, и мы должны ее уважать. Наверное, у вас есть человек, который пишет о медицине и все ему доверяют. Есть и человек, который пишет об охоте и рыбалке. Так что, эти люди лузеры? Мне кажется, что это неправильный подход. Так рассуждают дети, которым надо получить в школе золотую медаль. Или спортсмены... Или политики мол, надо быть только на первом месте, а если ты вдруг занял второе, то ты уже хромая утка.
В журналистике постсоветского пространства есть такое странное понимание, что если ты не торчишь на главном канале страны, то ты уже не журналист, а неудачник. Это абсолютно неправильно там сегодня один, завтра другой. Журналист это тот человек, которому доверяют. Любой журналист, который собирает аудиторию, которая ему доверяет, это журналист. Даже если это аудитория из пяти человек. Он выполняет свою социальную миссию. Это мы в конце жизни подведем итоги, кто был брендом, а кто нет.
А как вы видите социальную миссию журналистики? В чем она состоит?
Она очень просто формулируется и состоит из двух частей:
Вы говорите о репутации, которая приходит с опытом. Каким образом ее накапливать?
Накапливать опыт можно только седыми волосами.
К сожалению, другого пути нет. Представьте политическое ток-шоу, и представьте вместо Шустера или Киселева девушку лет двадцати. Такого же не бывает в природе. Нужно набрать репутационный вес. Вы должны обрасти связями, гостями, постепенно должны приглашать
Нужно состояться как институт. Например, Барбара Уолтерс к ней истинная слава пришла в семьдесят лет, когда все перед ней уже чувствовали себя цыплятами. Ганапольский он не ведущий, он институт, Мадонна не певица, «Битлз» не группа... Это институты. Какое имеет значение, что они будут петь? Зачем мы идем на концерт, если мы знаем, что они будут петь? Но именно поэтому все ваши «урядовці» идут к Шустеру, Киселеву или Куликову, заранее понимая, что это будет за разговор.
Как сохранять креативность? Как искать интересные темы? Что может в этом помочь?
Все, что вы перечислили это часть профессии. В журналистику вообще, по моему мнению, идут креативные люди, поэтому никаких рецептов здесь нет. Твоя задача найти интересный материал и интересным образом можно даже эпатажным в дозволенных рамках его подать. Ты просто должен быть креативным человеком, а ты либо им рождаешься, либо нет.
Хотя, справедливости ради, я должен отметить, что каждый от рождения
А как,
Это же страшное дело ты должен быть в курсе всего. Нужно хотя бы дайджестно смотреть популярные ток-шоу, на которые ходят политики, читать научно-популярные журналы на случай, если к тебе придут люди из науки. Я вообще интересуюсь научно-популярными журналами, я очень «технический» человек. Книжки это в первую очередь, даже «через не хочу». Журналист в обязательном порядке должен прочитывать те книги, которые владеют умами граждан, так называемые модные книги. Но нелишним будет журналисту читать и женские романы, где Джордж своей сильной рукой притянул к себе Дейзи, а его огненный поцелуй сотряс ее до поджилок. Это нужно для того, чтобы, например, понимать, риторику кандидата в президенты женщины и то, насколько ее биография, написанная эдаким драмоделом, может изменить голосование. Журналист не должен быть архаичным. Нужно быть все время онлайн: быть в интернете, говорить то, что думаешь, привлекать к себе аудиторию. В общем, непроста жизнь современного журналиста...
Как журналисту относиться к критике в интернете? Реагировать или игнорировать?
Изучать. Но при этом помнить о том, что точно так же
Есть замечательное высказывание одного из моих приятелей о сути интернета: интернет это такая штука, где еще и послать могут. Нужно быть в нем, но при этом оставаться абсолютно технологичным и безэмоциональным. Очень хорошо сформулировал это Артемий Лебедев. Однажды я слышал его интервью, и ведущая спросила, как он относится к тому, что о нем пишут. Он говорит: «Это не про меня». Она в ответ: «Ну как же не про вас? Там ваше имя, фамилия, иногда пишут ну какой же козёл этот Тема...». А он объясняет: «Вы не понимаете, это форма такая. На самом деле, любой мой пост это повод поговорить. И они разговаривают». Этот весь разговор не имеет к вам никакого отношения. И на самом деле вы не являетесь адресатом этих оскорблений якобы в ваш адрес. Когда на улице дождь, мы выходим и говорим «вот черт, опять сегодня эта плохая погода, а я вот собирался
Что ж, у журналиста есть социальная миссия, и это как религия христиан побивали камнями и сжигали. Извините, вы думаете, что
С какими соблазнами в профессии вам приходится бороться?
Ну, как... Денег хочу. У меня двое детей, хочется хорошую машину, хочу быстрее выплатить ипотеку. Мне ничего никто не дарит. Денег хочу! Но прекрасно понимаю, что если я возьму деньги, то потеряю авторитет. Я считаю, что в современном мире вопрос репутации человека и его профессии выходит на первый план. Каждое ваше слово, оплошность, грубость, статья, шаг остаются в интернете навсегда. Главнейший признак журналиста честность перед самим собой. Если вы начали брать деньги все, до свидания.
Какой должна быть позиция журналиста, когда возникает проблема выбора между принципами и деньгами? Например, антикоррупционные и политические расследования интересны, но они мешают продавать рекламу. И какой должна быть в этой ситуации позиция редактора издания?
Дело в том, что журналист поставлен в очень тяжелые условия: ведь, как писал Ленин, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Есть главный редактор, есть начальник твоего отдела, а еще хозяин газеты. И давайте не делать вид, что существуют божественно независимые средства массовой информации. Таких нет. Дело в том, что каждое средство массовой информации, конечно, регулируется законом о СМИ, конституцией, которая запрещает в большинстве государств цензуру. Но это не отменяет слово владельца и его телефонный звонок.
Однако я все больше и больше узнаю о СМИ, в которые владельцы не звонят. Даже
Но есть также и ощущение корпоративной принадлежности нельзя обижать свой холдинг. И тут иногда возникает конфликт интересов, потому что в некоторые холдинги входит столько газет и пароходов, что и не перечислить. И вот как быть в этой ситуации журналисту, когда всплывает скандал
Любомира Ремажевская
Источник: «Редакторский портал»