Корреспондент на передовой — какие правила установлены для него в опаленном войной мире? Где та грань, которая разделяет личное и профессиональное там, где жизнь течет вопреки всем правилам? В рамках кинофестиваля проекта Frontline в "Зеленой лампе" состоялся показ фильмов "Кровавый след" и "Анна Политковская: семь лет на линии фронта".
Показ открыла биографическая лента "Кровавый след" (в оригинале — Shooting Robert King), прослеживающая путь военного фотографа Роберта Кинга от выпускника художественного колледжа, оказавшегося на передовой в 23 года, до опытного военного репортера. "Я был романтиком и знал о войне лишь то, что прочел в книгах или видел по телевидению. Если бы я был мистиком, то 15 лет назад я бы сказал, что несу миру послание о страданиях человеческих" — такими словами начинается и заканчивается фильм, подводя итог исканиям героя. Путь этот едва ли можно назвать триумфальным шествием: Югославия, Чечня, Афганистан, Албания — поиск художественного языка военного фотокорреспондента неотделим от познания человеческих страданий. Зритель фиксирует изменения, которые происходят с героем за эти 15 лет: авторы фильма Ричард Перри и Воан Смит используют материалы, рассказывающие о начале карьеры фотожурналиста, завершая ряд картиной семейной идиллии, которая ждет Роберта Кинга в родном Теннесси. Отстранение становится в этом случае единственным спасением. "Я видел не людей, оторванные части тела, боль и страдание, а формы и пятна, с которыми работал, создавая снимок", — рассказывает герой.
Фильм "Анна Политковская: семь лет на линии фронта", снятый голландским режиссером Машей Новиковой в 2008 году, рисует иное отношение к журналистской профессии. Между лентами много общего, но есть и существенная разница, отметили участники дискуссии.
"Роберт практически сходит с ума, потому что ежедневно сталкиваться с болью и страданиями, и не реагировать на это немыслимо, — отмечает продюсер Мария Слоним. — Пытаясь уйти от этого, он пытается отстраниться от происходящего, разделив личное и профессиональное. Анна же, напротив, пропускала трагедию через себя. Это две совершенно разные ипостаси журналистики". В фильме рассказывается о последних семи годах жизни Анны Политковской — в этот период она работала в "Новой газете". Журналистка была убита 7 октября 2006 года в подъезде своего дома. В картину включены документальные кадры из Чечни, используются фрагменты выступлений Анны Политковской. Вместе с коллегами журналистки мы попадаем в редакцию "Новой", где воспоминаниями делятся ее близкие и друзья.
"Я помню Анну Политковскую 18-летней девушкой. У меня есть вопрос, на который я до сих пор так и не получила ответа, — отмечает сотрудник петербургского центра "Стратегия" Ангелина Кузнецова. — Человек выбирает судьбу или судьба выбирает человека? Она и тогда была необыкновенно совестлива. Это отличало ее всегда".
"Когда я читала статьи Анны Политковской, в них по описаниям я узнавала Чечню, ту больницу для престарелых, куда мы, работая в съемочной группе, приезжали с журналистами, — рассказывает Мария Слоним. — Больницу, которую ей удалось эвакуировать. А мы, видя этот ужас, отправились дальше по заданию. Анна Политковская не могла пройти мимо чужой боли. Она решилась на этот шаг сознательно. Анна никогда не смотрела на войну как на солнечное затмение через закопченное стекло".
По мнению главного редактора петербургской "Новой газеты" Валерия Береснева, в первой ленте мы видим гусарство, умение журналиста пройти над пропастью. "Если фильм Shooting Robert King может вызвать лишь грусть, связанную с неизбежным влиянием профессии, то лента, посвященная Анне Политковской — негодование", — отметил он.
"Это рана, которая никогда не затянется… Мы все виноваты, —добавила Наталия Евдокимова, ответственный секретарь Правозащитного совета Петербурга. — Такие люди, как Анна, уходят, а мы остаемся". Мы ничего не можем изменить кардинально, отметил Валерий Береснев. "Журналист лишь делает свою работу, подобно вольному каменщику закладывая камни в хрупкое здание мировой цивилизации", — подчеркнул он.
И все же у героев двух картин много схожего. Следуя журналистскому долгу, они шагнули навстречу войне… "Мы — люди одной крови, нам влили ее на войне, каждому доступную дозу, и она бродит в нас, как гормоны, и слишком часто заводит нас в никуда, в темную комнату без дверей, и, когда в самый последний миг все-таки отпускает, мы понимаем, до чего же одиноки и обречены искать по миру себе подобных, которым уже не потребуются потоки слов для разговора, которые знают о жизни то, что большинство не прочувствует никогда, — пишет журналистка на страницах "Новой газеты" от 29 октября 2001 года. — Быть может, мы и хотели бы поделиться с остальными этой своей тайной по имени "война", но там, где мир, никто ничего не желает знать, никому нет до этого дела".
Подпись: Алиса Кустикова
Источник: Лениздат