С 2012 года Кыргызстан обязан начать переход на цифровой формат теле- и радио-вещания. Свое мнение о его плюсах и минусах, а также о том, как переход на цифровое вещание отразится на кыргызстанском телевидении и рядовых жителях», - сегодня в интервью ВРС выразил Александр Кулинский, независимый журналист.
ВРС: Расскажите, пожалуйста, об особенностях перехода на цифровое вещание, и как оно отразится на кыргызстанском телевидении?
Александр Кулинский: Начну с того, что переход на цифровое телевидение обусловлен тем, что это общемировая тенденция, это требование Международного союза электросвязи.
К 2012 году многие страны перейдут на цифровое телевидение, но наша страна к этому времени только начнет этот переход. Как долго он будет длиться неизвестно, также как неизвестны и основные технические параметры. На эти вопросы никто реально не может ответить. Когда я писал материал по этой теме, то к каким бы чиновникам я не обращался, никто толком не мог ничего сказать. Непонятно, как будет осуществляться переход и будет ли в стране бесплатное телевидение и радио.
Кстати говоря, в нашей стране уже положено начало цифровому телевидению. В Оше есть две компании, которые занимаются распространением цифрового сигнала. У них есть специальное оборудование, они его уже устанавливают и получают за это деньги. В Бишкеке тоже появилась одна компания, которая также занимается цифровым вещанием. Так что это будущее, которое уже наступает.
ВРС: Что переход на цифровое вещание означает для рядового кыргызстанца?
Александр Кулинский: Для рядового кыргызстанца здесь есть два основных момента.
Во-первых, телевидение станет платным. То есть за его просмотр всем придется платить. Телезрителю сначала придется покупать приставку, которая получает цифровой сигнал, а те, у кого нет цифровых телевизоров, будут вынуждены приобретать декодер.
Во-вторых, телезрители получат расширение возможностей. Они будут иметь огромный выбор каналов и смогут по своему усмотрению формировать пакеты. Если говорить о широких функциях цифрового телевидения, то могу сказать, что если, предположим, телезритель не посмотрел нужную передачу, он всегда может через компьютерную систему заказать ее и посмотреть в любое удобное для себя время. В США, например, существуют такие системы, которые самостоятельно автоматически записывают нужные передачи.
Хочу отметить, что телезритель получит возможность просмотреть не только ту программу, которая уже вышла в эфир, но и ту, которая только планируется к показу. Предположим, в понедельник можно посмотреть ту передачу, которая будет транслироваться в воскресенье. Ведь эта передача будет лежать на сервере, так что ее можно будет просмотреть в любое время. Так что у человека появляется огромный выбор, он сам будет определять, что ему смотреть, но при этом за все придется платить.
В конечном счете, я думаю, что для потребителя переход на цифровое вещание не представит особой трудности. На самом деле все эти тюнеры и декодеры стоят не так уж и дорого, тем более, что к этому времени на них возникнет огромный спрос и их стоимость обязательно снизится.
ВРС: Как переход на цифровое вещание отразится на кыргызстанском телевидении? Насколько, по вашему мнению, местные телеканалы готовы к такому шагу?
Александр Кулинский: На мой взгляд, цифровое вещание убьет кыргызское телевидение. Почему? Потому что на сегодня оно и так не очень востребованное. Если же за него еще придется и платить, а также учесть широкий выбор телеканалов, люди просто перестанут смотреть местное телевидение.
Также я хочу отметить затраты перехода на цифровое вещание. Уже даже есть примерные расчеты, сколько тому или иному каналу потребуется денег для цифрового вещания. Например, владелец телекомпании «Ош-ТВ» посчитал, что ему для того необходим один миллион долларов. Естественно, что далеко не все компании смогут себе это позволить.
Одним словом, это будет последней точкой в истории кыргызского телевидения. Причем, это не только наша проблема, она касается многих стран. Это называется – информационная глобализация, которой мы не может противостоять.
ВРС: Что способно сделать государство для того, чтобы сохранить местное телевидение?
Александр Кулинский: Единственное, что возможно сделать, это сформировать бесплатный пакет на местные телеканалы. Например, в России уже существует программа перехода на цифровое вещание и там определенны три пакета канала. Один - бесплатный, второй - наполовину оплачиваемый, и третий – оплачиваемый полностью.
Как это будет проходить в Кыргызстане, я не знаю. Скорее всего, как я полагаю, будут сделаны определенные преференции НТРК. Его сделают бесплатным для приема на всей территории страны. Возможно, такую же преференцию получат и другие каналы, которые имеют отношение к нынешней власти. За просмотр всех остальных каналов придется платить.
Сейчас государство должно определить, какую техническую систему следует выбрать. Известно, что в один нынешний канал будут упакованы четыре цифровых... По имеющимся международным соглашениям мы обязаны использовать все частоты, которые у нас имеются. В противном случае, их у нас просто заберут и отдадут другим, например, Узбекистану, Казахстану или Китаю. То есть тем, у кого в этом существует серьезная потребность.
Все складывается таким образом, что наши технические возможности станут в четыре раза больше, а вот появится ли столько же телеканалов – это большой вопрос. Смогут ли они осилить цифровое телевидение.
Кстати, это в равной мере касается и радио. Оно тоже будет цифровым. Так, каждому слушателю, скорее всего, придется покупать новые цифровые приемники, ведь цифровое радио подразумевает не только передачу звука. Это может быть и передача некой визуальной информации. Где-то это может быть изображение, где-то - рекламная строка или название песни. Так что там тоже появится целый ряд новых услуг.
В целом, если говорить о дальнейшем развитии ситуации, то хочу сказать, что мы и так уже оттягиваем этот процесс. Большинство стран перейдут на цифровое вещание уже к 2012 году. Соседний Казахстан перейдет на него к 2015, Россия к 2015, США и многие страны Евросоюза уже практически полностью перешли на цифровое вещание.
С 2012 года мы должны начать выполнения своих обязательств.
Интервью подготовил Радислав Сафин, ВРС
Источник: Bishkek Press Club