Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала «Доклад об информационной экономике, 2007/2008 год. Наука и техника на службе развития: новая парадигма ИКТ» (Information Economy Report 2007-2008. Science and technology for development: the new paradigm of ICT) и его обзор на русском языке.
Согласно данным доклада, во всем мире продолжает расти число пользователей Интернета. В период с 2002 по 2006 год самые высокие ежегодные темпы роста доступа к Интернету были в странах с переходной экономикой, среди которых лидировали Белоруссия и Хорватия, хотя до сих пор большинство пользователей «Всемирной паутины» живут в промышленно развитых странах.
Однако страны с переходной экономикой и развивающиеся государства, хотя и медленно, но догоняют их. Если в 2002 году индекс доступа к Интернету в развитых странах был в десять раз выше, чем в развивающихся странах, то в 2006 году разница стала лишь шестикратной. Более того, в Белоруссии и Хорватии показатели уровня доступа к Интернету выше, чем в ряде промышленно развитых стран, и составляют 57% и 35% соответственно.
В докладе также отмечается, что большинство компьютерных микросхем, мобильных телефонов, ноутбуков, телевизоров, DVD-проигрывателей и другой электронной продукции в настоящее время производится в развивающихся странах. При этом Китай является их крупнейшим экспортером, еще в 2004 году обогнав США, а Индия занимает первое место по объемам международной продажи услуг, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Распространение ИКТ в развивающихся странах устойчиво набирает обороты. Наибольшую популярность в развивающемся мире приобрели мобильные телефоны. Число абонентов мобильной телефонной связи в этих странах за последние пять лет почти утроилось, и теперь на них приходится 58% всех абонентов мобильной связи мира. По мнению авторов доклада, мобильная телефония служит своего рода «цифровым мостом», который поможет многим бедным государствам уменьшить разрыв в сфере связи.
Одновременно развивающиеся страны, за исключением государств Восточной Азии, которые находятся на грани между развитыми и развивающимися странами (в частности, Южная Корея и Сингапур), все еще намного отстают от промышленно развитых во внедрении ИКТ и их использования в производстве.
Россия является лидером среди стран СНГ по увеличению количества пользователей Интернета и мобильной телефонной связи. Более половины российских организаций используют Интернет в своей работе, хотя менее трети из этих организаций имеют свой веб-сайт и лишь 12% их сотрудников пользуются Интернетом.
Среди имеющих подключение к Интернету российских организаций, 91,6% пользуются электронной почтой, тогда как получают с его помощью информацию о товарах и услугах лишь 55%, а информацию государственных органов - 42,5%. Интересно, что количество российских компаний, подключенных к Интернету, практически совпадает с числом тех, кто имеет локальную сеть. При этом 91% предприятий располагают компьютерами, но лишь 30% их работников используют компьютеры в своей работе.
Как отметил член Экспертного совета МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Альтовский, «в комментариях к подобным докладам часто употребляется слово «оказывается», хотя на самом деле российские данные - за 2005 года - не являются новостью, так как были предоставлены Федеральной службой государственной статистики и Институтом статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики, и могли быть получены заинтересованными лицами намного раньше непосредственно у первоисточника».
Авторы доклада отмечают, что ИКТ позволяют быстрее распространять и лучше координировать знания, поощряя тем самым режим открытого доступа к источникам инноваций. Поэтому политика в области ИКТ должна быть нацелена на уменьшение «цифрового разрыва» между богатыми и бедными странами и в самих странах между разными по уровню доходов группами населения.
Хотя некоторые новые приложения ИКТ (беспроводной Интернет Wi-Fi, «семантическая паутина» и др.), а также продолжающееся снижение затрат на доступ позволят развивающимся странам совершить рывок в технологической сфере, для преодоления «цифрового разрыва» еще предстоит решить ряд важнейших задач.
Первая из них - инвестирование в развитие человеческого капитала, способного быстро осваивать и эффективно использовать эти новые технологии. Вторая - регулирование электронной торговли и обеспечение защиты и безопасности для пользователей в соответствии с «киберзаконами». Третья - финансирование инфраструктуры с учетом издержек адаптации при замене технологий.
По мнению Альтовского, «об этих простых истинах часто забывают в погоне за голыми цифрами и стремлении обеспечить компьютерами и подключить к Интернету все подряд. В результате потенциал новейших компьютеров и высокоскоростного подключения к Интернету используются лишь отчасти, потому как их обладатели не имеют достаточных навыков жизни в «цифровой эпохе».
Источник: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»