Internews Kazakhstan

О будущем казахстанского телевидения или как президент страны может в очередной раз спасти журналистов

Cоздан:   ср, 11/01/2012 - 10:23
Категория:

В Алматы прошел «круглый стол» на тему, которая, похоже, больше волнует независимых журналистов, правозащитников и руководителей НПО, а не самих телезрителей. Речь идет о перспективах развития телерадиовещания в Казахстане, которое теперь зависит главным образом от президента — наложит он вето на принятый сенатом соответствующий закон или нет. Организаторами мероприятия стали Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) Казахстана и фонд «Сорос-Казахстан».


Пришли не все

Напомним, в самом конце прошлого года, 28 декабря, сенат принял закон «О телерадиовещании», против которого выступали многие правозащитные организации, по праву считая его антиконституционным. На следующий день представители НПО и независимые журналисты направили президенту Назарбаеву открытое письмо с просьбой наложить вето на этот закон. Было приведено несколько аргументов, которые сводились к тому, что «принятие закона в его нынешнем варианте может иметь весьма негативные последствия для казахстанского общества в целом».

И вот сегодня, 10 января, в Алматы детально разъясняли, в чем антидемократичность этого акта, как можно было этого избежать и к чему конкретно приведет его претворение в жизнь. Представители разработчиков законопроекта, тех, кто его поддерживал, а также сотрудники провластных СМИ пытались предложить альтернативное мнение и чуть ли не постатейно оправдать его появление. Однако у них получалось не очень хорошо.

Отметим, на «круглый стол», несмотря на согласие и актуальность темы, пришло немногим больше трети от всех приглашенных участников. По всей видимости, это было вызвано тем, что большинство участников медиарынка уже разуверились в возможности изменения ситуации, некоторые просто посчитали, что нужно (как это принято у нас в стране) постараться с меньшими потерями влиться в новые правила, а иные подумали, что лучше потратить время на что-либо другое.

Конкуренты государству

Открыла работу «круглого стола» координатор программы «Поддержка СМИ Фонда Сорос-Казахстан» Дария Цыренжапова неким «взглядом со стороны», который, однако, тоже сводился к тому, что введение в действие обсуждаемого закона поставит жирный крест на остатках свободы слова на казахстанском ТВ. Один из факторов чисто экономический: просто-напросто, по уверенности г-жи Цыренжаповой, новые тарифы цифрового телевидения разорят независимые СМИ, лишенные дотаций извне.

- Это лишит конкурентоспособности казахстанское телевидение, — заключила она. — Поэтому наш фонд поддерживает заявление на имя президента с требованием наложить вето на этот закон.

А вот следующий докладчик, вице-министр связи и информации Ляззат Танысбай, как будто не слышала предыдущего оратора. Она первым аргументом в защиту нового закона о ТРВ назвала именно то, что его появление «направлено на развитие конкурентоспособности». Возможно, он имела в виду конкуренцию с иностранными (в основном российскими) телекомпаниями: закон действительно еще больше ограничивает доступ казахстанского зрителя к зарубежным электронным СМИ. Впрочем, это тоже можно считать ущемлением права граждан на свободное получение информации (о чем достаточно четко прописано в Конституции РК). Вице-министр также озвучила большое количество разнообразных цифр и отметила, что «в разработке законопроекта принимали активное участие различные НПО», что, в свою очередь, привело к значительному изменению его окончательного варианта. Здесь г-жа Танысбай не слукавила — судя по выступлениям представителей этих самых НПО, в парламент (точнее то, что от него осталось после самороспуска мажилиса) законопроект поступил в измененном (не в лучшую сторону) виде, а вышел с еще большими «поправками» сенаторов.

«То тарелками пугают...»

А вообще, по словам президента фонда «Адил соз» Тамары Калеевой, можно было обойтись и без принятия закона, бюрократии вокруг него и вытекающих из этого долгих споров — все можно было решить соответствующим постановлением правительства. В своем докладе она остановилась лишь на некоторых, наиболее бросающихся в глаза нарушениях прав человека (главным образом — права на получение информации), практически (вопрос только во времени) узаконенных в этом акте.

tamara_kaleeva  Во-первых, Тамара Мисхадовна остановилась на 4 статье (об основных принципах госрегулирования в области телерадиовещания) закона, 1 пункт которой был существенно изменен уже в парламенте. Речь идет о том, что НПО предлагали просто перенести в законопроект цитату из международного пакта, говорящего о безоговорочном праве гражданина на свободное получение и распространение информации, а вот сенаторы «подправили» эту норму.

Во-вторых, это касается лицензий на телерадиовещание, которые до последнего момента были бессрочными. По ее словам, власть идет на «уступки», заявляя, что прежние лицензии будут действительны до 2015 года, а потом состоится конкурс (как в РК проходят тендеры, известно всем). Также Т. Калеева обратила внимание на то, что в законе имеется статья, на первый взгляд, направленная на защиту прав ребенка —  мол, с 6 до 23 часов нельзя демонстрировать программы, оказывающие влияние на его психику. Но при этом не было расшифровано, какое именно влияние и как определять, что плохо, а что хорошо для подрастающего поколения?

Говоря об ограничении поступления информации из-за рубежа, г-жа Калеева заметила, что в большинстве стран мира просто не знают о регистрации в правительственных органах, что именно теперь придется делать тем же российским телеканалам, которые захотят вещать на Казахстан. А особую тревогу у правозащитницы вызвало то, что власть сделала большой шаг в сторону ограничения пользования спутниковыми антеннами. Теперь все «тарелки» необходимо регистрировать. Как позже заметил модератор мероприятия Сейтказы Матаев, пункт открыто направлен против крамольного для власти телеканала «К+». Это подтверждается еще и той нормой, согласно которой маслихаты будут указывать, где можно ставить спутниковые антенны, а где —  нет.

Мы пытались

Исполнительный директор НАТ Шолпан Жаксыбаева рассказала об истории «вытравливания» более или менее независимых телеканалов из казахстанского эфира

 sholpan_zhaksibaeva.

Сначала это было в 1996 году, когда вдруг по техническим причинам отключили несколько ТРК, а потом, на следующий год, эфир очистили для расширяющегося вширь и в рост «Хабара», выкинув за борт ряд СМИ. Упомянула Ш. Жаксыбаева и о тендерах и конкурсах на телерадиочастоты, проводившиеся в последние пять лет. Коротко говоря, практически всегда выигрывали «нужные» телеканалы и радио, а «левые» либо устранялись на стадии подачи заявок, либо убывали как проигравшие, хотя уже много лет просуществовавшие в эфире. А суть выступления сводилась к тому, что конкурсы проходят непрозрачно и необъективно: «Никому не известные чиновники, по сути, решают, что нам смотреть, а что —  нет». Кроме того, она пояснила: закон даже после официальной экспертизы (независимые специалисты подтвердили) был признан «высококоррупциогенным».

Во многом с ней была солидарна исполнительный директор «Интерньюс Казахстан» Маржан Ельшибаева, которая со своей стороны тоже сделала все возможное, чтобы законопроект не прошел в парламент в «антидемократичном» виде. Причем они обращались и в министерство, и в правительство, и конкретно к депутатам парламента. Кстати, по ее словам, этот закон мог обсуждаться и улучшаться в мажилисе в течение полутора лет, а вот регламент сената, судя по всему, более узок и менее прозрачен.

marzhan_elshibaeva Тогда и выяснилось реальное участие в разработке законопроекта независимых НПО, о чем любят говорить представители власти.

- Наша работа была больше декоративного характера, — подчеркнула М. Ельшибаева, добавив, что их (НПО) инициативы и голоса не учитывались. — Когда нам присылали протоколы заседаний рабочей группы с нашим участием, то они оказывались сфальсифицированными: в них сообщалось, что мы были согласны с правительственными поправками.

А независимый эксперт Игорь Лоскутов подошел к проблеме с чисто юридической точки зрения.  igor_loskutovОн досконально доказал, что в создании, обсуждении и принятии закона о ТРВ были изначально допущены весомые нарушения, но все же это не помешало его ускоренному продвижению сквозь все формальности. В принципе, это является еще одним подтверждением того, что этим государство хочет монополизировать СМИ, ограничить информационное пространство от «лишней» прессы. Кстати, И. Лоскутов рассказал, что вместе с законом о телерадиовещании были разработаны пять подзаконных актов (о чем тоже никто ничего не знает), которые, как правило, появляются лишь спустя как минимум полгода после вступления закона в силу.

Казахстан-2013

Так что нас ожидает, если Нурсултан Абишевич не наложит свое вето на закон? vadim_boreiko Об этом поразмышляли некоторые участники «круглого стола». Так, независимый журналист Вадим Борейко предположил, что теперь, после монополизирования цифрового телевидения, следует ожидать введения существенных ограничений на цифровые фотографии:

- Я нисколько не шучу, ведь при Советском Союзе велся учет всех печатных машинок, а копировальные автоматы вообще контролировались КГБ.

Юрист Сергей Уткин, опираясь на новейшие (но еще не внедренные) технические разработки, заявил, что в ближайшем будущем государству все сложнее будет контролировать поток информации, льющийся на граждан РК. Но, верится, наша власть и на этот раз что-нибудь придумает

.sergei_utkin

А директор казахстанского представительства Freedom House Вячеслав Абрамов вкратце обрисовал примерную картину казахстанского телевидения ровно через 12 месяцев — в январе 2013 года. Он предположил, что оставшиеся телеканалы Казахстана будут транслировать позитивные картинки.

- Ну, до телевидения Туркменистана времен Ниязова нам еще далеко, за год не успеем достичь «такого» уровня, но что-то подобное можно ожидать, — резюмировал он.

Как бы это ни хотели признавать многие независимые журналисты и представители оппозиционных НПО, им придется надеяться на лидера нации Нурсултана Назарбаева. Ведь, как помнится, Нурсултан Абишевич в 2005 году уже воспользовался этим правом, когда закон о СМИ лежал на его рабочем столе и ждал подписи.

Кстати, в ходе работы «круглого стола» С. Матаев поделился только что полученной им новостью: президент наложил вето... но это касается решения Конституционного совета по поводу выборов в Жанаозене...

Мирас Нурмуханбетов

Источник: Guljan.org