Партия «Нур Отан» и фонд «СамрукКазына» создают медиахолдинг – он станет рычагом партии власти в борьбе за информационные и финансовые ресурсы.
В середине ноября заместитель председателя правящей партии «Нур Отан» Дархан Калетаев сообщил, что в партии рассматривают возможность создания собственного медиахолдинга. Вероятнее всего, он будет называться «Нур-медиа», и его учредителями станут Фонд национального благосостояния (ФНБ) «СамрукКазына» с долей в 51% и собственно «Нур Отан», которой будет принадлежать 49%. Какие СМИ войдут в его состав, г-н Калетаев не пояснил, сославшись на то, что этот вопрос еще окончательно не проработан. На данный момент партия имеет две газеты: «Страна и мир» и «Дала мен кала». В ряде казахстанских СМИ сообщалось, что в новую структуру могут войти газеты «Литер», «Айкын», телеканал «Астана» и радио NS, а также представительства крупных российских газет – «АиФ», «Известия», «Комсомольская правда».
Потенциальные кандидаты на вхож-дение в полупартийный-полугосударственный холдинг прояснить ситуацию не смогли. В пресс-центре «СамрукКазыны» нам сообщили, что сами узнали о создании холдинга из прессы. Редактор «АиФ Казахстан» Сергей Кузовников сообщил только, что на данный момент никаких переговоров о вхождении в медиахолдинг не ведется. Управляющий региональной сетью «Комсомольской правды» в Москве Альфред Хакимов о создании медиахолдинга и вхождении в него казахстанского представительства газеты впервые услышал от «Эксперта Казахстан»: «В Казахстане наша газета юридически представлена франшизой. Если они планируют войти в холдинг, то им, конечно, придется согласовывать с нами. Мы же будем исходить из того, выгодно ли это нам. Но в любом случае франшиза – независимое юридическое лицо и вправе самостоятельно определять свою хозяйственную деятельность». Так что решение будут принимать местные собственники. Информация о них не раскрывается – по неофициальным данным, местные издания российских СМИ, которые предположительно войдут в холдинг, контролируются зятем президента Тимуром Кулибаевым, который является также зампредом фонда «СамрукКазына».
Без монополии на бренд
Создание нового медиахолдинга вызывает целый ряд вопросов. В Казахстане партии могут создавать свои печатные издания и объединить их в единую структуру. Это не запрещено. Другое дело: могут ли политические партии создавать медиахолдинги, чтобы контролировать независимые СМИ?
«Нашим законодательством этот вопрос не оговаривается. В прошлом году бывший министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев высказывался против монополизации <медиапространства>, и мы были с этим согласны. Но когда дошло до дела и журналистские организации предложили внести общую позицию в законопроект о СМИ, что монополизация информационного пространства недопустима, – власти это проигнорировали», – рассказала нам президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева. Отметим, что г-н Ертысбаев, ныне занимающий пост советника президента РК, комментируя планы «Нур Отана», публично высказался против создания партийных медиахолдингов.
«В проекте закона о свободе слова, который в свое время выдвигал министр культуры и печати Алтынбек Сарсенбаев, четко прописывалась пропорция: один собственник может владеть только одним республиканским и одним региональным каналом. Сейчас в правительстве об этом даже слушать не хотят. Мы постоянно пытаемся пролоббировать этот пункт. Но в итоге его убирают из опубликованного проекта. Мы, как представители рабочей группы, не ощущаем желания госорганов работать с нами», – пожаловалась г-жа Калеева.
Следует заметить, что на бренд «Нур» партия власти не имеет формальных прав собственности. Поэтому юридически ТОО или холдинг «Нур-медиа» формально может организовать любая структура, аффилированная с партией, которая будет выполнять партийный заказ. Проблемы бренда не существует. Медиахолдинг могут зарегистрировать в составе партии или фонда первого президента как подструктуру, или в форме ТОО, как «Рога и Копыта», где-нибудь в Талдыкоргане.
Деньги – не главное
Станет ли новый холдинг доходной структурой? Этот вопрос тоже неоднозначен. Казахстанские СМИ в основной своей массе нерентабельны и существуют за счет поддержки финансово-промышленных групп. Нынешний экономический кризис привел к сужению рекламного рынка, и это создает дополнительные трудности для массмедиа. Но если в новую структуру все же войдут газеты, имеющие солидные тиражи и охват аудитории в РК: «АиФ» (90 тыс.), «Известия» (48 тыс.), «Комсомольская правда» (45 тыс.), шанс сделать его прибыльным есть.
Более того, вхождение в «Нур-медиа» может оказаться неплохим способом пережить трудные времена. «Если коммерческий расчет и есть, то он заключается в том, что есть прибыльные издания, а есть убыточные. Поэтому это еще и способ перераспределить средства, чтобы партия не тратилась на финансирование убыточных. Например, прибыль от «АиФ» может покрыть расходы на содержание “Дала мен кала”, – полагает г-жа Калеева. А председатель Союза журналистов Сейтказы Матаев заметил в беседе с «Экспертом Казахстан»: «Учредитель медиахолдинга – Фонд национального благосостояния “СамрукКазына” – госорган и монополист. Поэтому на него будут выделяться бюджетные, а значит, наши с вами деньги».
Рычаг для партии
И все же опрошенные нами эксперты считают, что цели нового холдинга лежат не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Г-н Матаев не исключает, что учреждение «Нур-медиа» – признак скорых политических перемен. «Если зимой произойдет передача СМИ в одни руки, значит, весной жди событий. Президент сказал, что нужны две партии в парламенте. Вторую партию так просто не создашь. Это можно осуществить только через выборы. Может быть, сливание СМИ в один холдинг – свидетельство того, что к ним началась подготовка. Укрепят одну партию, а вторую – определят», – предполагает он.
Скорее всего, идея создания медиахолдинга заключается в смене информационной повестки. Новой задачей холдинга будет формирование единой для всех СМИ информационной концепции, ориентированной на продвижение позитивного имиджа партии «Нур Отан». «В представлении элиты будет создана иллюзия активности партии и реализации ею функций, которые на нее возлагаются. Сейчас партия безжизненна, и все это понимают», – отметил на правах анонимности источник, близкий к администрации президента.
По его мнению, медиахолдинг нужен для того, чтобы финансово-промышленные группы, финансирующие СМИ, не пытались влиять на информационно-редакционную политику аффилированных с ними газет, журналов и телеканалов: «Задача нового холдинга – контролировать информационную политику. Финансировать их по-прежнему будут бизнес-структуры. Просто из партии будут поступать звонки – кому и сколько денег отправить». Наш собеседник считает, что сегодня в Казахстане идет сегментация номенклатурного пространства: по поручению президента страны Нурсултана Назарбаева от администрации отделяется правящая партия, в лице которой создается новый рычаг контроля за номенклатурой в центре и на местах. Одновременно ослабляются позиции региональных элитных групп, которые потенциально могут угрожать положению правящих кругов.
Кроме того, новый медиахолдинг поможет стоящим за ним структурам почувствовать себя увереннее в период кризиса – ведь борьба за источники финансирования и рычаги административного влияния становится более острой. Массмедиа используются в этой борьбе для «слива» компромата, информационной поддержки влиятельных групп в высших эшелонах власти, лоббирования интересов коммерческих структур. И новый холдинг, в который, предположительно, войдут одни из самых тиражных казахстанских СМИ, станет заметным игроком на этом поле. Как полагает г-жа Калеева, идею медиахолдинга трудно объяснить правовыми и государственными задачами – скорее за ней стоят корпоративные, кланово-номенклатурные интересы.
Хуже не будет. Будет скучно
Стоит рассмотреть еще один вопрос: как изменится собственно медиапространство? Говорить о том, что создание холдинга приведет к уменьшению плюрализма в сфере информации, не приходится – плюрализма и так фактически нет. Оппозиционных телеканалов нет вовсе. Политические партии, позиционирующие себя в качестве оппонентов «Нур Отана», не располагают средствами для того, чтобы печатать свои газеты большими тиражами. Даже финансирование со стороны правительства не может им тут помочь – скорее наоборот, оппозиция используется элитными группами как средство давления друг на друга. В некотором смысле можно говорить о плюрализме среди интернет-СМИ, но свободным доступом во Всемирную сеть располагает не более 5% аудитории. Может ли в этих условиях создание медиахолдинга привести к еще большему ограничению свободы слова? Вряд ли. История с учреждением «Нур-медиа» – не более чем перераспределение контрольных функций между ответственными за формирование информационного фона. Единственная опасность, которая реально угрожает нашему медиапространству – это стать более скучным. Как заметила Тамара Калеева, наши и без того пресные СМИ могут стать еще более однообразными и похожими на советскую прессу.
Владимир Молчанов, «Эксперт Казахстан»
Источник: Эксперт Казахстан