Жамбылская эпопея вокруг винно-водочной компании «БМ» докатилась до южной столицы. Владелец компании арестован, а главный редактор газеты «Алма-Ата инфо» Рамазан Есергепов, оказавшийся каким-то боком замешанным в скандале, попал в больницу с диагнозом «предынфарктное состояние».
1 декабря Есергепов явился в Посольство США в РК и попросил политического убежища, на другой день удалился из посольства. «2 декабря в 17.30 г-н Есергепов покинул посольство по собственной воле», – сказали «&» в информационной службе посольства.
По информации представителя посольства, пожелавшего остаться неназванным, подобного прецедента с просьбой о предоставлении гражданства Посольство США в РК еще не знало. «Есергепов не сразу объявил о намерении просить убежище, сначала он рассказал о своих проблемах. Но решение вопросов о предоставлении убежища не входит в юрисдикцию посольства. Для того чтобы просить убежище, ему надо было находиться на территории США или хотя бы третьей страны, где он мог бы обратиться в Верховный комиссариат ООН, занимающийся подобными делами», – пояснил сотрудник посольства.
На момент сдачи номера в печать Есергепов находился в больнице. «Мы привезли его в одну из больниц Алматы, – сообщила «&» супруга газетчика Раушан Есергепова. – Сейчас (разговор состоялся 3 декабря. – «&») решается вопрос, в какое отделение его положить, поскольку он находится в предынфарктном состоянии. Сотрудники КНБ почему-то непременно хотят забрать его в Тараз, хотя сами до этого заявляли, что он может по своему усмотрению решить, где именно давать показания. Оказывается, сегодня они уже два раза приходили домой».
На организованной 2 декабря экстренной пресс-конференции следователь по особо важным делам ДКНБ по Алматы Кайыржан Камзаев рассказал, что 1 декабря сотрудники КНБ задержали Есергепова и попытались отправить его в Жамбылскую область, чтобы допросить в качестве свидетеля по делу о пропаже секретных документов. На что редактор, по словам следователя, дал свое согласие. «Но когда машина выехала за территорию ДКНБ, он попросился выйти из машины и, демонстрируя перед журналистами, что по отношению к нему якобы применяется насилие, ушел в здание дипмиссии США», – отметил г-н Камзаев.
По словам председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева, за 15 минут до бегства от сотрудников КНБ редактор «Алма-Аты инфо» позвонил ему на сотовый телефон и посоветовался, в каком посольстве ему удобнее всего укрыться. «Есергепов сказал, что его хотят увезти в Тараз и что в настоящий момент он находится на пересечении улиц Карасай батыра и Наурызбай батыра, возле департамента КНБ. Ближе всего к департаменту располагается израильское посольство, но он не захотел туда идти. Тогда я подсказал ему адрес американского посольства, которое находится четырьмя кварталами ниже», – рассказал «&» г-н Матаев.
Сотрудники КНБ через собравшихся на вышеупомянутой экстренной пресс-конференции журналистов заверили Есергепова в том, что никакого наказания за свой поступок он не понесет, поскольку ответственность за подобные деяния в Уголовном кодексе не предусмотрена. «Г-ну Есергепову предоставят право самому выбирать место допроса: либо в Алматы, либо в Таразе», – сказал г-н Камзаев.
Предыстория задержания Есергепова такова. В конце октября жамбылские чекисты завели и до сих пор расследуют два уголовных дела. Первое – по факту неуплаты налогов на сумму более 800 млн. тенге жамбылским ТОО «Тараз» (в простонародье – винно-водочная компания «БМ»). С юридической точки зрения неуплата налогов относится к экономическим преступлениям, расследованием которых, по логике, должен заниматься финпол. «В случае с «БМ», – пояснил «&» следователь ДКНБ по Алматы Акылбек Ерболатов, – речь идет о сокрытии очень крупной суммы, что угрожает безопасности страны, поэтому делом и занялся КНБ. В данном случае мы действуем по указанию и с санкции прокуратуры, поскольку в случаях хищений в особо крупных размерах прерогатива определения подследственности дела находится в ведении именно этого органа».
Второе уголовное дело – за дачу взятки – сотрудники КНБ завели на руководителя «БМ» Султана Махмадова. Алматинские чекисты в ходе пресс-конференции посетовали на агрессивность Махмадова, который, по их словам, выкрал секретные документы у их жамбылских коллег и передал редактору «Алма-Аты инфо». Как сообщил г-н Ерболатов, документы, переданные Махмадовым Есергепову, являлись подлинниками. В свою очередь Есергепов, основываясь на переданных ему материалах, опубликовал в своей газете статью под названием «Кто управляет нашей страной – президент или КНБ?» В статье автор обвинил руководство ДКНБ по Жамбылской области в рейдерстве, возбуждении нескольких ложных уголовных дел, а также в давлении на людей, проходящих по ним свидетелями.
Последствием публикации стали два обыска. Первый жамбылские чекисты провели 28 ноября на предприятии «БМ». В ходе этого обыска, утверждают представители КНБ, начальник службы безопасности компании Ерлан Сандыбаев открыл по ним стрельбу из пистолета. «Начальник охраны Махмадова повел себя неадекватно. Перестрелка была», – отметил г-н Камзаев. Второй обыск сотрудники КНБ провели 29 ноября в доме Есергепова, в котором располагается редакция «Алма-Аты инфо». Здесь, по информации комитетчиков, они в присутствии понятых изъяли «принадлежащие КНБ секретные материалы».
Как рассказал газете «Время» начальник следственного управления ДКНБ по Жамбылской области Талгат Айткужинов, сотрудник КНБ, передававший секретные документы, выявлен и на него заведено уголовное дело. Арестованы и Махмадов с Сандыбаевым. Послед¬нему, ранее возглавлявшему Управление по борьбе с организованной преступностью жамбылской полиции, инкриминируется незаконное получение и разглашение госсекретов. «Мы задержали его при планировании им получить у нашего сотрудника – того самого, кто «выносил» госсекреты, очередную информацию», – сообщил г-н Айткужинов, добавив, что при задержании Сандыбаев стал отстреливаться из пистолета Макарова.
За публикацию секретных документов Есергепову планировалось передать 2 млн. тенге, утверждает г-н Айткужинов. «Во всяком случае, именно столько мы обнаружили в борсетке Сандыбаева, найденной нами в кабинете Махмадова», – сообщил он. На вопрос газеты «Время», зачем Махмадову понадобилось компрометировать спецслужбу, г-н Айткужинов ответил, что предприниматель «всегда был неприкосновенной персоной в этом регионе» и для него «стало проблемой уголовное дело», возбужденное по фактам уклонения ТОО «Тараз» от налогообложения. По информации ряда СМИ, которым удалось связаться с Есергеповым, редактор отверг обвинение в публикации статей за деньги.
Журналист имеет право на получение общественно значимой информации, если она не относится к разряду гостайн, говорит «&» президент фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина. «Все, что касается внутренних служебных документов, имеющих общественное значение, публиковать можно. Ничего крамольного в этом нет. За что так преследовать человека?» – недоумевает она.
По ее словам, Есергепов переведен в совминовскую больницу. «Недавно (беседа состоялась вчера вечером. – «&») он звонил мне и жаловался, что перед его домом опять стоят три сотрудника КНБ. Его дома нет, а они рвутся внутрь. Все можно решить, но ведь нужно понимать, что человек болен!» – возмущается г-жа Таукина. Более того, подчеркивает она, без решения суда остановлена деятельность самой газеты. «Почему это произошло? Потому что сотрудники КНБ забрали 7 процессоров. Почему КНБ вообще позволяет себе отбирать сотовые телефоны не только у редактора, но и у всех членов его семьи? Почему такая спешка, ведь он всего лишь свидетель?» – спрашивает она. По мнению г-жи Таукиной, просьба Есергепова о политическом убежище была всего лишь средством для привлечения внимания общественности. «Я вчера разговаривала с его семьей – они никуда не собираются. Акции, подобные той, что совершил г-н Есергепов, имеют в большей степени политическую подоплеку, нежели говорят о реальных намерениях человека», – резюмировала г-жа Таукина.
Дамир Мухаметов, газета "Бизнес&Власть"
Источник: Издатель