Internews Kazakhstan

Узбекистан-Европа: свобода СМИ, санкции, культура дискуссии

Cоздан:   чт, 09/10/2008 - 10:28
Категория:
Тэги:
В Европе обратили внимание на международный медиа-форум, который 2—3 октября прошел в Ташкенте

Но не столько благодаря названию — а назывался он «Либерализация СМИ — важный фактор демократизации общества» — сколько в преддверии заседания министров иностранных дел стран ЕС, на котором будет рассматриваться вопрос снятия санкций, наложенных Европой на Узбекистан после событий в Андижане. Ряд известных правозащитных организаций, а также ведущая на Западе аналитическая службы — Международная кризисная группа, выступили с заявлением, в котором предостерегли руководство Евросоюза от слепой веры в реальность намерений узбекских властей в сфере свободы слова и обратили внимание на многочисленные нарушения Ташкентом фундаментальных принципов, позволяющих этой свободе осуществляться.

Корреспондент «Немецкой волны» В. Волков поговорил о форуме и о позиции Запада в отношении Узбекистана с немецким экспертом по Центральной Азии М. Лаубшем.

Не открытое обсуждение, а фарс

Господин Лаубш, Медиа-форум в Ташкенте —  это, принимая во внимание «узбекские реалии времен И. Каримова» — шаг вперед в диалоге между Ташкентом и Западом, или же нет?

МЛ: Медиа-форум был организован в Ташкенте вследствие давления, оказанного на Узбекистан Евросоюзом. В то же время руководство республики решило использовать это мероприятие для демонстрации того, что в стране возможны обсуждения проблем СМИ и так далее. Но результатом стало не открытое обсуждение, а поистине фарс. Я имел возможность обсудить форум с различными его участниками, и все они в один голос так и отозвались о нем — фарс! Ни одного независимого журналиста из Узбекистана, ни одного независимого журналиста с Запада! Только те журналисты, которые близки власти, так сказать, ручные, были туда допущены. Не говоря уже об оппозиционных силах, и вообще об общественности. И я очень сомневаюсь, что Брюссель согласится увидеть в этом мероприятии свидетельство возможности в Узбекистане открытой дискуссии о проблемах СМИ, тем более на фоне того, что журналисты там и сегодня боятся попасть в тюрьму за высказывание в СМИ независимых от власти взглядов.

Сторонникам отмены санкций трудно привести доводы...

Если уж речь зашла о Брюсселе, то как Вы себе представляете решение Евросоюза по вопросу о санкциях, наложенных на Узбекистан?

МЛ: Наверняка такие государства как ФРГ, и, в меньшей степени, Франция будут выступать сторонниками усиления диалога с Ташкентом, но, с другой стороны, со стороны Великобритании, скандинавских стран, Нидерландов будет усилено давление в сторону продолжения санкций. И аргументация тут достаточно проста: если после парламентских выборов в Белоруссии Европа сохраняет прежнюю жесткую и ясную линию по отношению к Минску, и не ослабляет санкции, то трудно себе представить, какие доводы должны будут привести сторонники отмены санкций в отношении Узбекистана, чтобы это было принято. Я исхожу из того, что на встрече министров иностранных дел стран ЕС в середине октября санкции будут сохранены.

Сравнение: Ташкент и Алма-Ата

Не старались ли организаторы мероприятия в Ташкенте использовать формат известного международного евразийского медиа-форума, ежегодно проводимого в Алма-Ате? В любом случае, потребность в сравнении возникает естественным образом...

МЛ: Нет ни одного аспекта, по которому ташкентское мероприятие можно было бы сравнить с евразийским медиа-форумом в Алма-Ата. В Алма-Ате действительно проводится открытое, большое мероприятие, а в Ташкенте конференция прошла в небольшом помещении, с участием только тщательно отобранной публики. В Алма-Ате действительно принимают участие представители независимой прессы, там можно услышать мнение оппозиции, и обмен мнений, порой очень острых, проходит по широкому кругу действительно современных спорных вопросов, и проходит в свободной обстановке. Туда приезжают, и многие, политики и специалисты по СМИ из Западной Европы и США. В Ташкенте ничего этого не было. Откуда такая разница? Во-первых, диктаторский режим И. Каримова, при всех моих хорошо известных критических воззрениях на власть в Казахстане, ни в коей мере нельзя ставить на одну ступень с властью Н. Назарбаева. И медиа-форум в Алма-Ате я как раз использую как один из аргументов для подтверждения своего тезиса о глубокой разнице в оценках двух режимов. Казахстанский медиа-форум даже в экономическом аспекте иначе привлекает западных инвесторов и участников —  на, так сказать, свободно-рыночной основе, при определенной конкуренции различных западных организаций, тогда как в Ташкенте это было «волевое» участие Еврокомиссии в реализации проекта. И казахстанские СМИ от этого выигрывают, они могут передать и почерпнуть что-то содержательно. Увы, в Ташкенте это пока не было возможно. В Узбекистане отсутствуют структуры, благодаря которым это стало бы возможным. Кроме того, то, как в Алма-Ате участники и Запада, из восточной Европы и из Азии обмениваются мнениями — свидетельство определенной культуры дискуссии, которая там есть, а в узбекском обществе ее сейчас нет.

См. по теме: Полный текст доклада директора медиа-программ Международной кризисной группы (ICG) Эндрю Штройляйна, сделанный им на семинаре о свободе СМИ в Ташкенте, на сайте >«Фергана.Ру»

Заявление Amnesty International (Международная амнистия), La Fеdеration Internationale des Droits de l'Homme (Международная Федерация по правам человека), Human Rights Watch, Institute for War and Peace Reporting (Институт по освещению войны и мира), International Crisis Group (Международная кризисная группа), Open Society Institute (Институт Открытое общество) опубликованное накануне заседания министров иностранных дел стран ЕС (13 октября), на котором будет рассматриваться вопрос снятия санкций, наложенных Европой на Узбекистан после Андижанской трагедии в мае 2005 года, на сайте «Фергана.Ру»

Источник: Немецкая волна