Партизанская журналистика интернета устроена так, что ее участники одновременно являются и производителями и потребителями сообщений. Поэтому они: а) точно знают, чего хотят читатели, так как ими и являются, б) присутствуют везде в качестве авторов. Как результат накрытие всех тем, представляющих интерес, и точная работа с аудиторией. Ведь авторствующая аудитория попадает сама в себя с точностью до ста процентов.
Может ли такими качествами обладать традиционное СМИ? Скорее всего, нет. Редактор силой специального наития должен угадывать значимое. Обратные сигналы от аудитории всегда опосредованы деньгами или трафиком, всегда искажены и требуют интерпретации, которая и составляет основу редакторского таланта и успеха. Ошибся промахнулся.
Далее редактор раздает задания специально обученным людям. То есть действует как менеджер. Классическая редакция с точки зрения управления это контора. С вертикальными командами, с начальниками и отделами.
Облачная среда массовой информации, состоящая из просьюмеров (одновременно потребителей и производителей контента), отражает запросы и интересы аудитории, то есть самой себя, непосредственно. Нет зазора между спросом и предложением. А статистический механизм вирусного редактора делает контент самонаводящимся и самораспространяющимся.
В противоречии между этими двумя редакционными моделями (конторской и вирусной) возникает новый фронт конвергенции. Возможно ли совместить вертикальное управление и облачную структуру при производстве контента? Подчинить рой внешней редакторской воле? В общем, совместить стихию и разум?
Если да, то у старых редакций есть перспективы для изменения и подстройки. Оставаясь управляемыми (что важно с точки зрения бизнеса или пропаганды), они смогли бы использовать достоинства «вебдванольности».
Образ роя, или улья (hive), уже используется для описания облачной формы коллективного создания и, я бы сказал, смакования контента. В частности, в апреле на конференции в РИА «Новости», когда обсуждали новые редакционные форматы, Василий Гатов как раз упоминал hive как альтернативу традиционной редакционной модели.
Читать текст полностью на сайте OpenSpace.ru