Накануне международного дня солидарности журналистов, инициативная группа журналистов- выпускников МГУ обратилась к представителям СМИ с просьбой поддержать акцию в защиту двух своих коллег, выпускников факультета журналистики МГУ Бориса Шихмурадова и Сердара Рахимова, находящихся в заключении в туркменской тюрьме Овадан-Депе.
"Овадан-Депе – позор 21 века"
Овадан-Депе, тюрьма со странным для подобного учреждения названием "Красивый холм", была построена в пустыне Каракумы для политических заключенных в середине 90-х годов. Строительство осуществлялось по личному распоряжению прежнего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова.
Известно, что в этой тюрьме с заключенными обращаются с особой жестокостью. Им запрещено любое общение с внешним миром. Попасть в эту тюрьму все равно что кануть в небытие. Родственники заключенных в Овадан-Депе людей ничего не знают об их судьбе, - вплоть до того, живы они или нет. В случае смерти тела заключенных никогда не выдаются родным. Амнистия на узников Овадан-Депе не распространяется.
Почти шесть лет в этой тюрьме находятся Борис Шихмурадов и Сердар Рахимов. Оба профессиональные журналисты, выпускники журфака МГУ. Оба осуждены в 2002 году за так называемое "покушение" на президента Туркменбаши. Шихмурадов получил пожизненный срок, а Рахимов – 25 лет лишения свободы.
Борис Шихмурадов родился в 1949 году в Ашхабаде. Был министром иностранных дел и заместителем главы правительства Туркменистана. В ноябре 2001 года Шихмурадов сделал публичное заявление о переходе в открытую оппозицию Ниязову и возглавил созданное им Народно-демократическое движение Туркменистана. Согласно обвинительному приговору туркменских властей, он являлся организатором "террористического акта".
Сердару Рахимову, бывшему главе телевидения и радиовещания Туркмении, в так называемом "покушении" отводилась роль захватчика телецентра в Ашхабаде.
Ни о них, ни о десятках других осужденных за "покушение" до сих пор нет никакой информации. Все попытки международных организаций, получить доступ к узникам Овадан-Депе не увенчались успехом.
Журналистика ценой жизни
14 сентября 2006 года в застенках туркменского МНБ погибла журналистка, корреспондент "Радио Свобода" Огульсапар Мурадова. В июне 2006 года она была арестована за контакт с французскими журналистами, приехавшими в Туркменистан, которых туркменские власти впоследствии обвинили в шпионаже. Официально Огульсапар Мурадовой было предъявлено обвинение в хранении оружия. На судебном заседании она отказалась признать свою вину. Огульсапар Мурадову приговили к шести годам лишения свободы.
Официальная причина смерти, озвученная туркменскими правоохранительными органами, – сердечный приступ. По свидетельству близкого к семье Мурадовой человека, она умерла насильственной смертью, на голове журналистки была черепно-мозговая травма, а на теле множественные следы побоев. По информации, полученной "Deutsche Welle" от одного из задержанных вместе с Мурадовой по "делу французских журналистов", в следственном изоляторе МНБ она подвергалась жестокому обращению, пыткам и побоям.
Расследование по факту гибели журналистки, несмотря на призывы международных организаций, так и не было начато. "Безнаказанное убийство Мурадовой дает туркменским спецслужбам уверенность в своей неуязвимости", считают местные журналисты.
Работа журналиста в мирном Туркменистане связана с прямой опасностью для жизни. Никто их журналистов, работающих на иностранные СМИ, не может работать открыто.
Кроме того, в Туркменистане до сих пор существует уголовная статья "об Изменниках Родины", согласно которой: "Все, кто высказывает и распространяет сомнение в правильной политике Президента, являются изменниками Родины".
Бердымухамедов "верит", что они живы, но амнистировать их не спешит
После прихода к власти нового президента Гурбангулы Бердымухамедова журналисты, политические оппоненты прежнего лидера Ниязова, все еще находятся в туркменских тюрьмах.
Выступая в сентябре прошлого года перед студентами Колумбийского Университета в США, Гурбангулы Бердымухамедов, на вопрос о том, живы ли Борис Шихмурадов и другие политические заключенные, о которых многие годы нет никаких известий», ответил: "Я верю, что эти люди живы". Однако с тех пор прошел год, в Туркменистане с того момента были объявлены две массовые амнистии. Но ни один из осужденных журналистов, оппозиционеров, гражданских активистов так и не вышел на свободу. Судьба большинства из них все так же неизвестна даже близким родственникам.
Огульсапар Мурадова
Источник: Немецкая волна