Internews Kazakhstan

Мистер блокбастер

Cоздан:   пн, 08/08/2011 - 16:05
Категория:
Тэги:

Александр Роднянский, создавший один из крупнейших на Украине телеканалов «1+1» и выведший на IPO «СТС медиа», не видит для себя перспектив на телевидении. он создает международный кинохолдинг.

Текст: Николай Гришин

Для небольшого городка Сидертаун в американском штате Джорджия съемки фильма «Машина Джейн Мэнсфилд» — событие века. Почти каждый из нескольких тысяч его жителей принял участие в процессе: кто-то варил кофе для съемочной бригады, кому-то повезло попасть в массовку. Владелица сувенирного магазинчика выпустила футболки с надписью «Hollywood comes to Cedartown» и за один день сделала годовой оборот. Джорджия взяла на себя обязательство вернуть 25% средств, потраченных на съемки внутри штата, а мэр Сидертауна вручил режиссеру фильма Билли Бобу Торнтону символические ключи от города.

Общий бюджет фильма — $12 млн. Это деньги Александра Роднянского, который ранее продюсировал более 20 художественных фильмов, в том числе номинированные на «Оскар» «Восток-Запад» и «1001 рецепт влюбленного кулинара», а также «9 рота» и «Обитаемый остров».

Отечественные продюсеры пробовали свои силы за границей, но не слишком успешно. Тимур Бекмамбетов совместно с Тимом Бертоном спродюсировал анимационный фильм «Девять». При бюджете $33 млн он собрал в мировом прокате $48,4 млн. Но следует учитывать, что половина выручки остается у кинотеатров. Андрей Кончаловский выступил режиссером и продюсером фильма «Щелкунчик и Крысиный король», который при бюджете $90 млн принес всего $14,7 млн. Финансировал проект банк ВТБ.

Александр Роднянский первым из россиян замахнулся на создание международного мейджора. С 2009 года он последовательно скупает российские и зарубежные киноактивы (см. график ниже). Свои инвестиции на текущий момент он оценивает в $60 млн.

«Хорошо, что я не бедный человек, — говорит Роднянский. — На начальном этапе привлечь инвестора на то, что я делаю, точно бы не удалось. Риски слишком велики».

Киевский сноб

На любом кинофестивале демонстрируются несколько десятков фильмов. У большинства продюсеров смотреть их не хватает времени. Александр Роднянский не из таких. «При очень напряженном графике, он всегда ухитряется увидеть все главные картины, — говорит президент и совладелец компании „Кино без границ“ Сэм Клебанов. — Роднянский действительно очень любит кино и разбирается в нем, хотя рассматривает фильмы как бизнес-проекты».

Разбираться в кино Роднянский научился благодаря родителям-кинематографистам, а в бизнес его привели немецкий телеканал ZDF и знакомый из администрации президента Украины Леонида Кучмы. Будучи выпускником факультета кинорежиссуры Киевского института театрального искусства, Роднянский в конце 1980-х много путешествовал по СССР и снимал документальные фильмы. «Я готовился к снобской жизни — делал познавательное кино для своих. Но перестройка вызвала огромный интерес к документалистике», — вспоминает Роднянский.

В начале 1990-х телеканал ZDF предложил удачливому документалисту продюсировать фильмы о постсоветском пространстве. Так Роднянский основал в Германии свой первый бизнес — компанию «Иннова фильм». В 1994-м Роднянский встретился с Дмитрием Табачником, который ему «сценарии предлагал» еще в 1980-х. Теперь Табачник возглавлял администрацию Кучмы. Он предложил Роднянскому заполнить шесть часов прайм-тайма на национальном телеканале УТ1 качественным контентом.

Украинское телевидение представляло собой жалкое зрелище: 70% аудитории забирали российские каналы, рекламу продавали по бартеру. «На ТВ работала усталая публика, а мы привели киношных людей — молодых, амбициозных и хорошо говоривших по-украински», — рассказывает Роднянский. На $400 тыс. Александр и его двоюродный брат Борис Фуксман основали компанию «Студия 1+1» и купили права на несколько сотен западных фильмов и сериалов. Затем стали выпускать ток-шоу и тележурналы.

Буквально за четыре месяца доля УТ1 подскочила с 7% до 35%. В 1996 году 50% акций «Студии 1+1» за $22 млн купила Central European Media Enterprises — компания Рональда Лаудера, наследника косметической империи Estee Lauder. А в 1997-м партнеры выкупили на гостендере лицензию на вторую частоту и создали на ней телеканал «1+1».

Дорогое удовольствие

— Зачем ты хочешь, чтобы я покупал такие дешевые вещи? — спросил Рональд Лаудер.

— Потому что я верю: они станут дорогими, — парировал Александр Роднянский.

Дело было в 2001 году. С Роднянским связался основатель СТС Питер Герви со странным предложением — поработать наемным менеджером в бизнесе, который выглядел куда скромнее, чем лидер украинского рынка «1+1». Речь шла о телеканале СТС, занимавшем в России тогда долю около 5%. «Переговоры совпали с очередными выборами в украинский парламент, а участвовать в этом идиотизме не хотелось», — говорит Роднянский. У него родилась идея объединить бизнесы «1+1» и СТС. Герви был «за», но неожиданно воспротивился Лаудер. В 2002 году Роднянский сделал выбор в пользу Москвы и СТС — он стал гендиректором телеканала.

Превращать дешевую вещь в дорогую Роднянский начал с помощью сериалов и ситкомов российского производства, но по западным лицензиям. Он сам же их и продюсировал. В конце 2005 года на СТС вышел сериал «Не родись красивой», рейтинг которого в прайм-тайм достигал 30%, тогда как хорошим результатом считалось 10%.

Звездным часом бизнесмена Роднянского стало IPO «СТС медиа» на NASDAQ в 2006 году (к тому моменту помимо СТС в холдинг вошел телеканал «Домашний»). «У нас были два растущих канала и внятная экономическая модель. Вывести этот бизнес на IPO было удовольствием», — вспоминает Александр Роднянский. Правда, удовольствие подпортили инвесторы. Компания планировала разместить 16,4% акций на $500 млн, но была вынуждена снизить цену акций и привлекла $346 млн. Впрочем, затем капитализация «СТС медиа» росла вплоть до кризиса —  с $2,1 млрд в июне 2006 года до $4,7 млрд в феврале 2008-го.

До кризиса «СТС медиа» купила ДТВ и казахстанский «31 канал», создала в Узбекистане с локальным партнером медийную компанию «Терра групп». Однако основной канал стал терять позиции. За два года доля СТС снизилась с 10,4% до 8,5%. Произошло это отчасти из-за конкуренции с ТНТ, который сделал ставку на реалити-шоу, отчасти из-за просчетов Роднянского. В частности, доля сериала «Тридцатилетние», который на СТС называли «хитом сезона», колебалась в пределах 3—5%. Потерпели неудачу сериал «Школа N1» и реалити-шоу «Звонок».

«Я мечтал, что у меня получится создать из СТС российского мэйджора, но не сложилось», — признает Роднянский. В 2009 году он покинул «СТС медиа» и заявил, что будет организовывать мейджора своими силами. Вместо этого он совершил еще одну ошибку.

Плоды просвещения

В феврале 2008 года банк «Россия» Юрия Ковальчука, «Северсталь», «Сургутнефтегаз» и страховая группа «Согаз» объединили свои медийные активы в холдинг «Национальная медиа группа» (НМГ). В июле 2009 года для развития вошедших в холдинг телеканалов «Рен ТВ» и «Пятый» было создано отдельное подразделение НМГ-ТВ. Его гендиректором стал бывший исполнительный директор «СТС медиа» Владимир Ханумян, но фактически руководил каналами Александр Роднянский.

По условиям контракта с «СТС медиа» он не имел права заниматься телепроектами в течение двух лет. В ноябре 2009 года компания подала на бывшего топ-менеджера в суд. За время работы в «СТС медиа» тот получал опционы и акции — всего за бизнесменом было зарезервировано 5,41% холдинга. Стороны заключили мировое соглашение, но Роднянскому пришлось отказаться от трети причитающегося ему пакета. По оценкам, он недополучил $45 млн.

«Я увлекся, — объясняет бизнесмен. — Мне понравилась идея „Пятого канала“. Мы хотели создать ответственное, просвещенное телевидение». Он привлек на «Пятый» новых ведущих — Светлану Сорокину, Дмитрия Быкова и Сергея Майорова, радикально изменил сетку вещания.

Однако доля «Пятого канала» под его руководством так и не поднялась с 2%, а доля «Рен ТВ» к осени 2010 года упала ниже 4%, хотя годом ранее превышала 5,1%. Владимир Ханумян и другие люди Роднянского в ноябре 2010 года ушли из НМГ-ТВ. Сам он стал советником Ковальчука, но признает, что его участие в НМГ сейчас нулевое.

Остров без координат

«Король конкуренции — контент, — рассуждает теперь Роднянский. — Как предприниматель я не вижу для себя потенциала в вещательном бизнесе». Зато большой потенциал продюсер видит в кино, о котором никогда не забывал.

Как и на телевидении, здесь у Роднянского были и творческие удачи, и коммерческие провалы. Спродюсированная им молодежная комедия «Жара» собрала $15,6 млн при бюджете $5 млн, а военная драма «9 рота» — $25,6 млн при затратах $9,5 млн. Однако самый масштабный проект — «Обитаемый остров» — оказался и самым провальным. При бюджете $36,6 млн обе части заработали в прокате $27,8 млн, причем вторая часть — лишь $6 млн.

«Для меня кино — это не романтическое увлечение для фриков, а серьезный бизнес, — говорит продюсер. — Я не верю, что конкурентоспособное кино можно делать вне бизнес-координат». В бизнес-координатах Роднянского значится создание холдинга, который владеет библиотекой фильмов, занимается дистрибуцией и производством разнообразного по жанру кино. Стратегия продюсера — как у венчурного фонда, инвестирующего на «посевной» стадии: большинство фильмов могут быть в минусе, но один-два самых успешных должны вывести холдинг в плюс.

$1 млрд заплатила «Национальная медиа группа» весной 2011 года «Альфа-групп» за 25,17% «СТС медиа». В 2003-м «Альфа» купила актив всего за $48,6 млн

Король зарабатывает

«Посев» начался в октябре 2009 года, когда Роднянский купил 51% компании «Нон-стоп продакшн» Сергея Мелькумова. «Мы дружим и работаем вместе уже много лет. Я отвечаю за режиссуру, Роднянский — за продвижение и продажи», — говорит Мелькумов.

По заказу телеканала «Россия 1» партнеры сделали сериалы «Достоевский» и «Белая гвардия» (рентабельность их продаж достигает 15—25%). Летом «Нон-стоп продакшн» и компания Art Pictures Федора Бондарчука приступили к съемкам киноэпопеи «Сталинград» с ориентировочным бюджетом $30 млн. Окупить такие инвестиции в России практически невозможно, что показывает опыт «Утомленных солнцем-2», «Тараса Бульбы», «1612» и «Волкодава» (бюджет этих фильмов превышал $10 млн). Однако в «Сталинграде» Роднянский рискует в основном чужими деньгами: $20 млн на съемки выделил ВТБ, $6 млн — Госкинофонд.

Собственные средства Александр Роднянский тратит куда осторожнее. Обжегшись на «Обитаемом острове», он не стремится снимать блокбастеры. Его жанры — артхаус и арт-стрим. Так Роднянский называет малобюджетное авторское кино с перспективами широкого международного проката. Самый яркий пример — «Король говорит», получивший «Оскара» как лучший фильм 2010 года. При весьма небольшом по голливудским меркам бюджете $15 млн он собрал в мировом прокате $393 млн.

«Нон-стоп продакшн» сняла две артхаусные картины — «В субботу» Александра Миндадзе и «Елена» Андрея Звягинцева. Бюджет каждой из них составил около $3 млн. Уже очевидно, что первая инвестиция не выстрелила: «В субботу» собрал в России менее $150 тыс. Зато фильм «Елена» завоевал на Каннском кинофестивале приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд». Его прокат в России и за рубежом стартует осенью 2011 года. «Картина имеет шанс повторить успех первого фильма Звягинцева „Возвращение“, проданного более чем в 90 стран. Артхаус — пожалуй, единственный сегмент наших фильмов, который хоть как-то востребован за границей», — уверяет Роднянский.

По словам Мелькумова, «В субботу» и «Елена» изначально снимались с прицелом на иностранные рынки: «В российском прокате они точно не окупятся».

По оценкам Movie Research, кассовые сборы российского кинопроката в 2010 году составили около $1 млрд. Американский рынок, для которого снимается «Машина Джейн Мэнсфилд», превышает $10 млрд. «Работать на прогнозируемом и большом американском рынке интереснее, чем в России», — считает председатель совета директоров Star Media Влад Ряшин. Если фильм не окупится в США, то есть шансы получить прибыль за счет международных продаж. В этом Роднянскому должны помочь новые активы.

Роднянский international

Если кинопроизводство — зона повышенного риска, то кинодистрибуция — бизнес куда более сбалансированный. Здесь нет сверхприбылей, но рентабельность стабильно составляет 10—15% в год. «Когда кинокомпания не зарабатывает на новых картинах, она может нормально жить за счет продаж прав на свою библиотеку. Это подстраховка», — говорит Сергей Мелькумов.

Весной 2010 года Александр Роднянский выкупил у Олега Чамина (владелец сети «Настроение») контрольный пакет компании «Кино без границ». Ее оборот оценивается в $3—4 млн. Ключевой актив — библиотека из более чем 1,5 тыс. зарубежных авторских картин. Спустя год Роднянский получил контроль над немецкой A Company, которая занимается производством кино и покупкой прав на популярные западные фильмы. В России работает ее «дочка» «Гала медиа». Собственная библиотека A Company насчитывает более 500 голливудских фильмов. Именно эта компания будет заниматься дистрибуцией новых фильмов Роднянского в Европе. Кроме того, он ведет переговоры по приобретению дистрибуторов в США и Азии.

«Собственная дистрибуция дает возможность максимально эффективно раскручивать свои фильмы», — считает Влад Ряшин. Впрочем, по мнению генерального директора Russian World Studios Юрия Сапронова, риски при такой стратегии не снижаются, а, наоборот, накладываются друг на друга. Входящий в единый холдинг производитель тратит деньги на «плохое» кино, а потом дистрибутор теряет деньги, пытаясь его раскрутить: «Модель интересная — русские продюсеры еще не покупали активы за рубежом, но в конечном счете все зависит от продюсерского чутья Александра Ефимовича. Это как рулетка».

Роднянский готов в нее сыграть: «Так уж вышло, что в кино сегодня доминирует Голливуд, но все крупнейшие голливудские компании построены парнями, приехавшими в Америку из других стран».

Фото: Сергей Киселев / Коммерсантъ

Источник: КоммерсантЪ

Rodnyanskiyi 1.jpg