Internews Kazakhstan

Сейтказы МАТАЕВ, председатель Союза журналистов Казахстана: Цель баснословных исков - разорить издания

Cоздан:   ср, 08/07/2009 - 11:50
Категория:
Тэги:

Как вступить в Союз журналистов? Как отбить у чиновников желание судиться с журналистами? Почему затихло дело о незаконных постройках в природоохранных зонах в предгорьях Заилийского Алатау? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает председатель Союза журналистов Казахстана (СЖК), президент агентства КазТАГ Сейтказы МАТАЕВ.
Виктор МЕДВЕДЕВ, Алматы:
Почему в Казахстане нет ни одного республиканского телевизионного канала оппозиционного толка?
- Эта ситуация характерна для многих постсоветских государств. В свое время мы пытались создать общественное телевидение, но не удалось. Ведь власть прекрасно понимает, что 90 процентов информации население получает через телевидение. Это мощный информационный ресурс. Поэтому, я думаю, в ближайшее время о создании общественного телевидения даже мечтать не стоит...
Меруерт СПАНОВА, Талдыкорган:
Есть ли у вас статистика, сколько СМИ закрылось в Казахстане из-за кризиса?
- К сожалению, такой статистики у нас нет. Но могу сказать, что на сегодняшний день на 50 процентов снизился объем рекламы, размещаемой в СМИ. А ведь 90 процентов казахстанских изданий - частные и живут в основном за счет рекламы. Поэтому многие из них могут закрыться. Какие именно - об этом говорить пока рано. Кстати, кризис довольно сильно отразился не только на частных СМИ, но и на государственных, финансируемых из бюджета.
Вопрос сотрудников холдинга “Нур Медиа”, Алматы:
Уже почти полгода новый медиахолдинг управляет несколькими газетами, каналом и радиостанцией. Чувствуется, что “Нур Медиа” тяжело тянуть все СМИ сразу: сотрудникам редакций задерживают зарплату, отменяют премии и командировки. Зачем в таком случае был нужен этот холдинг?
- Я думаю, что была определенная цель, с которой создавался этот холдинг, но она пока не достигнута. Следует учесть также, что руководит холдингом Арманжан БАЙТАСОВ - сильный менеджер, который в свое время возглавлял “31 канал”. Поэтому, на мой взгляд, все эти трудности - временное явление.
Вячеслав ПАЩЕНКО, Алматы:
Почему в этом году не проводили съезд журналистов и вручение премии “Алтын Жулдыз”?
- Согласно уставу СЖК, съезд журналистов проводится раз в пять лет. Последний съезд проводился в 2006 году, следующий намечен на 2011 год. Что касается “Алтын Жулдыз”, то церемония вручения до сих пор не проведена из-за финансовых затруднений у спонсоров. Но, по данным Академии журналистики - организатора этого конкурса, церемония состоится осенью этого года во Дворце студентов КазНУ.
Кирилл САФИН, Усть-Каменогорск:
Хотел бы стать членом Союза журналистов Казахстана. Что для этого требуется, каковы членские взносы и что дает членство в СЖК?
- Членом Союза журналистов Казахстана может стать любой журналист, активно работающий не менее трех лет в творческом коллективе. При этом у него должно быть две рекомендации от действительных членов СЖК. Союз журналистов - это общественное объединение. Мы осуществляем правовую и юридическую защиту наших журналистов. Мы - самый крупный творческий союз в республике: у нас есть филиалы в 14 областных центрах, в наших рядах 5 тысяч членов. Членские взносы у нас небольшие - 1000 тенге в год. За счет этих взносов мы помогаем ветеранам журналистики.
Алена КИМ, Астана:
Правда ли, что у премьер-министра Карима МАСИМОВА есть свой медиахолдинг, куда входит ежедневная газета, деловой журнал и телеканал?
- Я слышал такие разговоры. Могу точно сказать, что Карим Масимов не является учредителем этого холдинга. Он просто помогает ему. Речь идет о газетах “Фокус”, “Алаш Айнасы” и об одном из телеканалов.
Виктор ГЕРАСИМОВ, Атырау:
Недавно парламент принял законопроект о регулировании Интернета, который вызвал большой ажиотаж. Как вы относитесь к данному закону и каково, на ваш взгляд, будущее Казнета, если президент подпишет этот закон?
- У меня с самого начала отрицательное отношение к этому законопроекту. Интернет невозможно регулировать, но наши чиновники этого не понимают. Согласно проекту, чаты, блоги, форумы должны проходить регистрацию как СМИ. Это нонсенс. В таком случае блоги всех министров тоже должны регистрироваться как СМИ. Но чиновники этого не хотят. То есть налицо двойные стандарты. Я надеюсь, что президент отправит его в Конституционный совет на предмет соответствия Основному закону и затем наложит вето.
Улугбек ОРДОБОЕВ, Алматы:
Насколько мне известно, здание Национального пресс-клуба в южной столице подлежало сносу, однако оно до сих пор стоит. Вам удалось договориться с властями города?
- Ни с кем я не договаривался. Нам помог кризис. У застройщика не хватило средств выкупить все здания в этом районе. В Астане мы построили Дом журналистов, в котором смогут разместиться корпункты алматинских изданий. Сейчас, несмотря на кризис, пытаемся строить подобный Дом журналистов в Алматы. Мы уже заказали проект, у нас есть участок. Так что в случае чего нам будет куда перевести наш пресс-клуб...
Мейрам КАНАФИН, Алматы:
Помнится, вы активно выступали за снос домов, построенных в природоохранных зонах, и даже возглавили общественную комиссию, занимавшуюся этим вопросом. Однако дальше разговоров дело не пошло. С чем это связано? Неужели власть нашла и на вас управу?
- Общественная комиссия завершила работу. Мы дали свои предложения властям: все, что находится в природоохранной зоне, государство должно выкупить и снести. Но выкупить не по той цене, которую хочет получить хозяин строения, а по кадастровой стоимости земли. Что же касается Медео и Чимбулака, мы предлагали не сносить построенные там дорогие коттеджи, а отдать их в коммунальную собственность - например, под детские лагеря. С новым акимом Алматы Ахметжаном ЕСИМОВЫМ мы это еще не обсуждали. От своей позиции мы не отказываемся. К тому же сейчас у государства нет денег на выкуп даже по кадастровой стоимости. Что вы хотите - кризис на дворе!
Зинаида, Алматы:
Согласно поправкам в Закон “О СМИ”, журналисты имеют право не спрашивать разрешения и не предупреждать собеседника о том, что записывают его на диктофон. Распространяется ли эта норма на интервью по телефону?
- Думаю, да. Прежде чем задавать вопросы, журналист должен представиться, и если человек на другом конце провода после этого продолжает разговор, то он должен понимать, что его могут записать на диктофон. Это неписаное правило во всем мире. Другой разговор, что человек имеет право обозначить, что он говорит для печати, а что - нет.
Алимжан, Алматы:
Как вы относитесь к баснословным суммам, которые выставляют в своих исках против журналистов и изданий чиновники? Не кажется ли вам, что было бы правильным, если бы чиновники, обратившиеся в суд, оставляли определенный процент от суммы иска в залог? Проиграешь дело - эти деньги конфискуются в доход государства или ответчика. Мне кажется, такая схема отбила бы у многих желание судиться с журналистами.
- Вы абсолютно правы. Когда в прошлом году вносили поправки в Закон “О СМИ”, мы предлагали аналогичную схему: установить госпошлину для истца в размере 3-5 процентов от суммы иска либо максимальную шкалу для суммы иска. Но эта норма не прошла. Надеемся, если в Закон “О СМИ” будут вноситься новые поправки, депутаты учтут наши предложения. Ведь чиновники, которые требуют в качестве компенсации баснословные суммы, преследуют только одну цель - разорить издание, чтобы оно перестало существовать.
Марина САФРОНОВА, Алматы:
Что вы думаете по поводу арестов главы “Казатомпрома” Мухтара ДЖАКИШЕВА и вице-президента Торгово-промышленной палаты Серика ТУРЖАНОВА? Действительно ли эти люди виновны во вменяемых им преступлениях?
- Мне трудно об этом судить, потому что Мухтара Джакишева я лично не знаю. С Туржановым я знаком. Мне кажется, что в обоих этих делах есть политическая подоплека. Больше всего меня беспокоит тот факт, что аресты происходят чуть ли не еженедельно. Боюсь, как бы это не переросло в кампанейщину. Позиция же Национального пресс-клуба такова: мы предоставляем возможность высказаться в свою защиту любому человеку, если у него есть доказательства его правоты. Ведь в такой ситуации может оказаться каждый из нас. Как говорится, от сумы да от тюрьмы не зарекайся.
Алексей КОПЫТКИН, Алматы:
Как вы оцениваете ситуацию со свободой слова в Казахстане в целом?
- Я считаю, что о независимости СМИ, о свободе слова можно будет говорит тогда, когда в каждом номере журналисты смогут критиковать своих учредителей.
 
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы
Источник: www.time.kz