Режиссер-документалист Марина Разбежкина о том, почему она не любит общаться с людьми, почему всем игровым режиссерам лучше начинать с документалистики, что творится в российской деревне и в чем талант ее ученицы Валерии Гай Германики.
* * * * * * * * * * * * * * * *
В течение пятнадцати лет я ходила в тайгу и на Русский Север абсолютно одна это было принципиально. Мне важно было знать жизнь не через второго человека; я была девочкой из интеллигентной семьи, все вокруг в книгах, и вдруг начинает хотеться
В первый раз повод для экспедиции был совершенно литературный: мне было 16, я прочитала Мельникова-Печерского «В лесах» и поняла, что хочу увидеть эту жизнь, хоть она и состоялась почти век назад. В книге был Керженец, старообрядцы, скиты, и все это сравнительно недалеко от Казани, где я росла. И я ушла. У меня было особое, странное воспитание: мне не разрешали, допустим, плакать, но разрешали быть свободной. Сейчас понимаю, что мама за меня очень беспокоилась, но виду не подавала, а я из последней деревушки отправила ей телеграмму: «Больше почтовых отделений не будет, ухожу в лес». И ушла. На два месяца.
Все мои потрясения связаны с деревней и никогда с городом. Именно поэтому фильмы у меня не городские: в городе мне ничего не открывается, а в деревне постоянно.
Я снимала восьмисерийный документальный фильм о жизни татарской семьи Давлет-Кильди. Часть съемок проходила в Карлаге: в этом лагере были бараки с детьми, совсем малыми, до трех лет, рожденными в тюрьме. Дети часто умирали, их не успевали хоронить, и трехлетние, живые, пытались играть с мертвыми младенцами, как с куклами.
Иногда километров тридцать тащишься по болотам да хлябям, приходишь: на холме замки деревянные стоят красоты неописуемой, вокруг озера, лодки на них. И ни одного человека. Брошенные деревни самое страшное, что я видела в жизни. Потом я видела брошенные города но это уже не так пугало.
Мой интерес к режиссуре начался с восьмого класса: тогда у меня было такое странное зимнее пальто, которого я дико стеснялась. Мама купила мне его из воспитательных соображений семья у нас была достаточно обеспеченная, но родителям было важно, чтобы я могла чувствовать себя хорошо в любой одежде. Когда мама спросила меня, что я хочу получить на день рождения, то я подумала, что стоит попросить новое пальто. Нормальное, не «воспитательное». Но, решив, что пальто должно доставаться человеку просто так, а не в качестве подарка, я неожиданно для себя попросила кинокамеру. На день рождения я получила кинокамеру, монтажный столик, магнитофон, синхронизатор мама подошла к делу очень профессионально. Я стала обладательницей целого богатства, но еще целый год ходила в школу в «ужасе синего цвета в крапинку».
Я человек контекста, я сразу же становлюсь частью любого малознакомого пейзажа. Поэтому никаких проблем с вхождением в чужую среду не испытываю. Меня принимают за свою в татарской деревне, в Китае и на бедных улицах черного Бруклина.
Все режиссеры, особенно документалисты, в реальности не нуждаются в большом круге общения. Они вообще не любят общаться на самом деле это люди монастырского существования. У каждого документалиста есть свой монастырь, в который он удаляется, после того как внедряется с камерой в чужую жизнь. Это очень болезненный процесс. Иногда агрессивный. Но для режиссера-документалиста это часто единственный способ
То, что делает моя бывшая ученица Валерия Гай Германика, мне пока нравится. Она идет своим путем, не сворачивая ни влево, ни вправо, не бежит впереди своего опыта: Германика снимает только то, что она поняла, пережила. Я говорю о метафизической истории жизни, которая может не совпадать с биографией. Я бы всем режиссерам игрового кино предложила б для начала поснимать кино документальное. Чтобы
Среди моих студентов есть невероятно талантливые ребята. Но только в Германике совпали все параметры успеха: талант, юный возраст, востребованная маргинальность и абсолютная уверенность в собственной гениальности. На первом экзамене я спросила ее: «Что вы любите читать?» Она ответила: «Это мое личное дело». Но вдруг ее
Источник: Большой город