Дмитрий Медведев поставил жесткие рамки перед создателями Общественного телевидения: его не должны финансировать граждане, госбюджет и олигархи. Поэтому рабочая группа во главе с председателем Президентского совета по правам человека Михаилом Федотовым пришла к любопытному решению — коммерческие телеканалы обязаны будут отчислять по 3% от своей рекламной выручки.
«Телекомпания получает рекламные доходы, на общественном телеканале рекламы не будет. Следовательно, он не участвует в дележе рекламного пирога, и было бы справедливо, чтобы другие участники поделились. Речь идет о 3% от рекламных бюджетов — этого достаточно, чтобы профинансировать деятельность общественного ТВ почти на 100%», — заявил «Известиям» Михаил Федотов.
По словам эксперта, годовой рекламный бюджет всех телекомпаний составляет 100 млрд рублей, а значит, на нужды общественного ТВ пойдет 3 млрд рублей.
Генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков сказал «Известиям», что такая схема финансирования возвратит телеканалы в 1990-е годы.
— Мы только-только вытащили рекламу, что называется, за ушко да на солнышко, из серых схем, с каких-то там непонятных расчетов. Сейчас она легальная и прозрачная. А когда надо с кем-то делиться доходами, всегда возникает большой соблазн эти доходы прятать, — говорит Владимир Кулистиков.
По его мнению, трехпроцентный сбор — это нерыночный подход, который «нанесет ущерб уже достигнутому уровню цивилизованных рыночных отношений в сфере рекламы».
С другой стороны, Кулистиков убежден, что граждане не должны платить за ТВ, потому что в России сложилась традиция бесплатного вещания.
Впрочем, гендиректор НТВ заверил, что вопросы финансирования общественного ТВ, так же как и создания управляющих органов, не должны адресоваться к экспертному сообществу.
— Кто же готов делиться доходами, кому охота? Но если будут приняты соответствующие решения, то мы все должны подчиниться. Закон есть закон, — сказал «Известиям» Кулистиков.
То, что телевизионщики не захотят делиться доходами, вполне ожидаемо, говорит Михаил Федотов. «Естественно, они будут возражать против сбора. Кто хочет отдавать деньги? Вообще всегда удобнее налоги не платить, чем платить. К сбору коммерческие телеканалы может побудить специальная поправка в законодательство», — уверен глава СПЧ.
По его мнению, нужен будет строгий контроль за расходом «каждой копейки», этим займется попечительский совет. Опираясь на опыт зарубежных стран, рабочая группа предложила создать совет из 21 человека.
— Важно, чтобы это были люди, которые представляют все общество, уровня Дмитрия Лихачева, Александра Солженицына, Андрея Сахарова. Здесь невозможно ввести квотирование. То есть, скажем, если там должны быть представители всех парламентских партий, это уже четыре места, все традиционных конфессий, еще четыре места и т.д. Эта 21 позиция заполнится очень быстро, и мы поймем, что там еще очень много кого не хватает, — сказал Федотов.
Небольшое количество членов позволит попечительскому совету быстро собираться и оперативно решать текущие вопросы. Выбирать совет будут с помощью интернет-голосования.
Предложения должны лечь на стол президенту до 1 марта.
Источник: Известия