Генеральный продюсер телевизионной компании «МБ групп» Марго Кржижевская занимается несочетающимся между собой бизнесом: снимает популярные программы, владеет SPA-санаторием на Рублевке и строит сеть ресторанов на Кубани.
Юлия Ларина, «Коммерсант»
На телевидении есть кадры, которые в кадре, и кадры, которые за кадром. Она всегда была за кадром: директор, продюсер программ. Она была за кадром, когда в кадре были Владислав Листьев («Тема», «Час пик»), Владимир Молчанов («Частная жизнь»), Тина Канделаки («Детали»), Татьяна Лазарева и Михаил Шац («Хорошие шутки»)... Она и сейчас за кадром, когда в кадре Виталий Вульф («Мой серебряный шар»), Сати Спивакова («Камертон»), Марат Ка («Декоративные страсти»), Таша Строгая и Наталья Стефаненко («Снимите это немедленно»)...
Марго Кржижевская возглавляет телекомпанию «МБ групп», которая производит программы для канала «Домашний» (полтора десятка оригинальных передач), несколько проектов для СТС и канала «Россия» и немало документальных фильмов для Первого канала и для «России» тоже.
В кризис, как известно, наиболее пострадали две сферы: СМИ, где сократился доход от рекламы, и сфера товаров и услуг для состоятельных людей. У Марго Кржижевской бизнес и там, и там: она еще совладелица мини-санатория на Рублево-Успенском шоссе Chalet Margo («Шале Марго»). О ситуации в обеих сферах Марго Кржижевская рассказала «Огоньку».
УТЕШИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
Несмотря на кризис, «МБ групп» запустила в этом году три новых телепроекта: ежедневную программу о проблемах в семейных отношениях «Скажи, что не так?!» («Домашний»); развлекательную программу «Одни дома» (СТС) с Валдисом Пельшем, который приходит в семьи известных людей и в отсутствие жены готовит и наводит порядок вместе с главой семьи и детьми; и третий проект «Подари себе жизнь» («Россия»), где звезды (Светлана Мастеркова, Татьяна Васильева, Тимати, Михаил Полицеймако, Сергей Трофимов...) проходят комплексное медобследование, узнают диагноз и сколько им осталось жить и, испугавшись услышанного, начинают вести здоровый образ жизни.
Программа о здоровом образе жизни, да еще снимающаяся при поддержке Минздравсоцразвития, вполне могла отпугнуть зрителя, а она идет с успехом...
Это действительно удивительно. У программы с участием Михаила Полицеймако доля была 25, с участием певца Сергея Трофимова 21,5. Причем в это время на Первом канале идет «Кто хочет стать миллионером», и мы побеждаем его по цифрам.
Видимо, желающих стать здоровыми теперь больше, чем тех, кто хочет стать богатым...
Возможно, это тенденция. Сложность проекта заключалась в том, что надо сделать, с одной стороны, шоу, чтобы его смотрели. А с другой стороны, это шоу не может быть смешным для врачей. «Подари себе жизнь» западный формат, программа идет в разных странах. И ее создатели сказали, что у нас лучшая реализация проекта.
У нас более больные звезды?
Нет. У них в проекте нет звезд. Например, в Великобритании программа идет очень успешно, но снимается с участием простых людей. А гендиректор канала «Россия» Антон Златопольский сразу сказал: «У нас надо делать со звездами». И оказался прав. Сначала мы обзванивали всех звезд, чтобы узнать, кто готов участвовать в проекте о здоровом образе жизни. Некоторые смешно отказывались. Например, один известный актер сказал: «Я пил, пью и буду пить. И хорошо себя чувствую». Мы вычеркивали из списка тех, кто не хотел сниматься (сейчас обзваниваем всех по новой, и те, кто не хотел, посмотрев передачу, уже не отказываются). Дальше выбирали по проблемам, понимая, что, например, у Полицеймако, поскольку он полный, могут быть проблемы со здоровьем. Но он у нас не худел, а бросал курить и бросил. Света Мастеркова похудела у нас на 8 килограммов. Но все-таки передача не о похудении, а о здоровом образе жизни. Мы хотим продолжать эту тему. Сейчас совместно с Минздравсоцразвития мы сняли два документальных фильма для канала «Россия»: «Рак. Перезагрузка» и «Спасите сердце». Планируем делать новую программу и продолжить «Подари себе жизнь».
ПОДАРИ СЕБЕ ПРОЕКТ
Кризис застал «МБ групп» в таком состоянии: компания расширила офис, увеличила количество техники и штат сотрудников. И вложила деньги в дорогостоящий проект «Мужские игры», который снимался в Брянской области. Это реалити-шоу, где несколько неудачников со всей страны,
Я даже не могу сформулировать, что я ожидала от показа в интернете. Я понимала, что финансовой отдачи там нет. Думала, это будет имиджевая история. Вообще мы делали этот проект для американского канала HBO, но потом начался кризис. За границей ничего нового не запускают, вкладывают деньги в хорошо проверенное. Тем не менее проектом интересуются. Мы ведем переговоры с разными каналами. Нам самим проект очень нравится. Просто я сделала его не в то время.
От каких проектов пришлось отказаться?
Мы сами ни от чего не оказывались. Не стало съемок для детского канала «Бибигон». Но в следующем году наша программа «Академия художеств» возобновляется. Здесь речь не идет, конечно, о больших бюджетах, но такие проекты позволяют компании сохранять штат. Я иногда делаю даже проекты, которые не приносят никакой прибыли, только обеспечивают рабочие места. У меня и сейчас все аппаратные загружены круглосуточно. Сложнее стало снимать программы, связанные с поездками и путешествиями, поскольку это дорого. Но мы продолжаем делать для канала «Домашний» «Городское путешествие» с Павлом Любимцевым, правда, в следующем году оно будет выходить в меньшем объеме. В сравнении с другими телекомпаниями мы, слава богу, в кризис пострадали не сильно. Но не потому, что нам повезло. Мы просто стали больше работать за те же деньги. Моя личная прибыль стала меньше, безусловно. Но это же стратегический бизнес.
Раньше было дешевле купить успешный западный формат, чем делать с нуля свой, который неизвестно, хорошо пойдет или нет. Как изменилось в кризис соотношение лицензионных и оригинальных программ?
Я сейчас веду переговоры по покупке одного формата (пока не могу сказать, какого). Купить стало дороже что странно в кризис. Мне кажется, люди на Западе считают, что спасают наше телевидение. К сожалению, это пошло от нас. Мы с большим пиететом относились ко всем западным компаниям и их форматам. Они, видимо, решили, что кризис произошел и в голове тоже, и никто здесь ничего придумать не может. Поэтому усложнили условия продажи. И это хорошо, потому что стали появляться свои форматы.
SPA-СИБО КРИЗИСУ
Есть у Марго Кржижевской, так сказать, непрофильные активы. Например, сейчас она вместе с мужем Александром строит рестораны на Кубани. А несколько лет назад нашла применение своему дому на Рублевке площадью больше 1000 квадратных метров, который никак не могла достроить. Она поняла, что жить в таком большом доме все равно будет невозможно, и вместе со своими подругами Оксаной Ярмольник и Татьяной Лебедевой открыла небольшой SPA-санаторий Chalet Margo на 11 номеров: комплексное очищение организма, подводный массаж, каскадный душ...
В этом бизнесе кризис стал для вас холодным каскадным душем?
Это для меня даже не бизнес. Это доставляет удовольствие. А так как мы всегда держали среднюю ценовую политику, то клиентов даже прибавилось за счет людей, которые раньше платили за такие услуги в других местах намного дороже, а теперь этого не могут себе позволить. Кроме того, появились иногородние клиенты.
Это нефтяники и газовики?
Да, они и их жены. Еще стали приезжать невесты перед свадьбой. Кроме того, появился новый концертный зал Барвиха Luxury Village, и зрители, знающие, что есть такой санаторий, после концерта ночуют у нас. Конечно, Москва рядом, но до нее же еще надо доехать.
Вы ведь, кроме того, создавали службу психологической помощи для разведенных рублевских жен...
Да, несколько лет назад мы открыли ее с писательницей Татьяной Огородниковой. Первой задачей мы считали помирить супругов или найти такое решение, которое было бы менее болезненным для детей.
Как партком в советские времена...
Мы год в этом жили. Но чем ближе я знакомилась с этими женщинами, тем меньше мне хотелось им помогать. Я никогда не была рублевской женой, всегда зарабатывала сама. А они считают, что мужья им должны, угрожают тем, что заберут детей. Сочувствие к ним у меня исчезло. Но Таня продолжала эту тему, защитила кандидатскую диссертацию по психологии и пишет книги. Однажды я собрала у себя в «Шале Марго» членов клуба на Рублевке (есть такой). Женщины обсуждали книгу Тани. Я стояла, смотрела и поняла, что к моей жизни это не имеет никакого отношения.
Марго Кржижевская в телевизионном бизнесе с 1992 года. Начинала с рекламного агентства, которое сняло 21 ролик знаменитой товарной биржи «Алиса» Германа Стерлигова. Многие телевизионщики подрабатывали в ее агентстве съемками рекламы. На телевидение ее пригласил Влад Листьев, с которым она делала «Тему» и «Час пик», а затем
Источник: Журнал «Огонёк» № 30 (5108)