В понедельник в Варшаве на ежегодном совещании Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) при ОБСЕ состоялись, пожалуй, самые жаркие дебаты за все две недели работы этого форума: делегаты обсуждали свободу СМИ. Представители Казахстана выступали чаще и резче всех...
Почти весь понедельник корреспондент газеты «Время» тщетно пытался добиться интервью от представителей официальной делегации Казахстана. И посол РК в Польше Алексей ВОЛКОВ, и глава делегации, посол по особым поручениям МИД РК Мадина ДЖАРБУСЫНОВА под разными предлогами уклонялись от беседы.
Зато сдержанность чиновников с лихвой компенсировал своим красноречием выступивший в ходе дискуссии советник президента Казахстана Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ:
Идеальных отношений между госорганами, бизнес-структурами, гражданами и свободной печатью никогда не было и, наверное, не будет. К сожалению, всегда находятся люди в госорганах, которые хотят если не ограничить, то частично контролировать прессу. А пресса, в свою очередь, никогда не может оставить общество в состоянии покоя. И когда она начинает отходить от своей главной задачи давать объективную информацию, то неизбежно возникают конфликты интересов. Я бы очень огорчился, если бы представитель какой-нибудь другой страны выступил с такой критикой, как Розлана Таукина, которая предложила чуть ли не лишить Казахстан председательства в ОБСЕ. Но я очень спокойно к этому отношусь, поскольку мы с ней из одной страны. Как вы заметили, с плюрализмом мнений у нас в стране все нормально.
Такую газету, как «Казахстанская правда», читают те, кто управляет страной. «Время» и «Панораму» читают те, кто владеет страной. «Свободу слова» читают те, кто хочет управлять страной. И эту классификацию можно продолжить по отношению ко всем трем тысячам казахстанских СМИ. Именно благодаря свободе слова и творчества, благодаря отмене цензуры в Казахстане появилось 2973 СМИ. И стратегический курс правительства поддерживать независимую прессу. Государство ежегодно выделяет десятки тысяч долларов в виде госзаказа, этим мы поддерживаем сотни газет. И оппозиционные издания тоже участвуют в получении госзаказа.
Что касается Интернета мы внесли поправки в законодательство, с 1 августа они вступили в силу. С тех пор госорганы ни разу не вмешивались и не будут вмешиваться в дела СМИ.
Не менее эмоционально выступила на совещании представитель Молодежной информационной службы Казахстана Ирина МЕДНИКОВА с докладом об официальной блокировке госорганами некоторых международных интернет-ресурсов таких, как «Живой Журнал».
Президент фонда «Әдiл сөз» Тамара КАЛЕЕВА рассказала, что еще два года назад Казахстан обещал отменить уголовное наказание для журналистов, обвиняемых в клевете, однако до сих пор в этом направлении ничего не сдвинулось.
Президент ОО «Клуб главных редакторов» Мирболат КУНБАЕВ сообщил собравшимся, что ситуация со СМИ в Казахстане нормальная.
Представитель фонда «Журналисты в беде» адвокат Сергей УТКИН рассказал, как в качестве боевых орудий против СМИ используются суды и спецслужбы, приведя в пример последние события, связанные с газетой «Республика» и типографией «Комета S», в которой она печаталась.
Я бы предложил советнику президента, заявляющему, что в Казахстане со свободой слова все в порядке, дать поручение любой подконтрольной государству типографии, чтобы уже через два дня «Республика» вышла не на принтере, как сейчас, а нормальным форматом, сказал Уткин. А страны ОБСЕ я призываю обратить внимание на эту, прямо скажу, угрожающую ситуацию. Еще пара месяцев и в Казахстане может не остаться оппонирующих власти газет.
Но больше всех, наверное, о Казахстане говорил представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош ХАРАШТИ, который является основным докладчиком на совещании.
Ни одно из прав человека не может быть
Источник: Время