ОФ «Медиа-центр» разработал рекомендации в Министерство культуры и информации по реформированию системы финансирования СМИ. Все заинтересованные могут дать свои комментарии, советы и предложения по данной теме, а также подписаться под обращением.
* * * * * * *
Исследования ОФ «Медиа-центр» в области государственного заказа на проведение информационной политики, анализ бюджета Министерства культуры и информации, экспертный опрос казахстанских издателей и владельцев СМИ, правовое заключение медиа-юристов, проведенный круглый стол с участие зарубежных экспертов показывает, что существующая система государственного финансирования СМИ имеет ряд недостатков и не отвечает реалиям времени и требованиям медиа-рынка.
Так, по линии Министерства культуры и информации на проведение информационной политики в СМИ выделено денег:
• 2009 1 900 000 000 тенге
• 2010 2 319 128 810 тенге
• 2011 -???
• 2012 заложено 22 748 279 000 тенге (из них 20 346 364 на телеканалы «Хабар», «Казахстан», «Мир»)
Бюджет каждого областного акимата по данной статье составляет порядка 300 миллионов тенге, городского акимата порядка 30 миллионов тенге.
Эксперты отмечают, что система непрозрачна, неэффективна и не способствует развитию медиа-среды, поскольку ставит в неравные условия средства массовой информации. Большие вопросы вызывает формирование лотов (это происходит без участия общественности), а также оценка эффективности и мониторинг проектов.
Принимая во внимание предложения казахстанских издателей и медиа-экспертов, а также анализ европейского опыта госзаказа в СМИ международной организации Article 19, рекомендуем Министерству следующее:
В части формирования лотов и проведения конкурсов на реализацию информационной политики:
обеспечить участие общественности (НПО, СМИ, независимых экспертов) в процессе формирования лотов, с учетом интересов целевой аудитории.
обеспечить максимальную прозрачность при проведении конкурсов,
сократить количество лотов
материалы, спонсируемые государством, помечать «оплачено из госбюджета»
В части оценки эффективности и мониторинга проектов:
разработать четкие критерии оценки эффективности реализуемых лотов, основанных не только на подсчете газетной площади и эфирного времени, но и на уровне профессионализма и творческом содержании материалов.
предоставлять парламенту и общественности ежегодные отчеты о трате бюджетных денег по статье «проведение государственной информационной политики»
уполномоченному органу провести анализ эффективности проектов по проведению информационной политики, разместить документ на сайте в открытом доступе
В части политики финансирования:
разработать систему дотаций и долгосрочных инвестиций в развитие медиа-отрасли (снизить налогообложение, субсидировать доставку до отдаленных районов, удешевить полиграфические услуги). Это позволит экономически стимулировать прессу, способствовать появлению новых СМИ и развивать конкурентную среду.
обеспечить практическое применение принципа равенства СМИ вне зависимости от политического содержания изданий
обеспечить невмешательство исполнительной власти в редакционную политику
определить в качестве приоритета определенные категории прессы: издания на казахском языке, на языках национальных меньшинств, выходящие в отдаленных районах.
Диана Окремова написала в НОЖ Независимое объединение журналистов