Журналист радиостанции «Эхо Москвы» Александр Плющев рассказал о своих взаимоотношениях с коллегами по цеху, гаджетах. Поведал, чем его «подкупил» Зюганов и почему он не делится номерами ньсюмейкеров с коллегами с Первого канала. Ну а основной темой разговора стал интернет, точнее синергия журналистики и глобальной паутины.
Помогают ли социальные сети журналистам в работе?
Они больше отвлекают от работы. У меня есть проблема я люблю отвлекаться на все это включаться в обсуждения, отвечать людям. Мне кажется, если человек задал вопрос, надо ему ответить. Если человек не просто хочет высказаться или если у него
Теоретически можно
А тебе, вообще, много народу в интернете пишет?
Ну они все разные, их много, я не могу оценить, сколько в день. Я думаю, несколько сотен обращений в день, учитывая диалоги. Я сейчас практически не пользуюсь мессенджерами, только для сообщений с близкими людьми, которых я знаю, это более-менее удобно, на передачу когда придумываем текст, мы переписываемся по GTalk.
А через что ты переписываешься с остальными?
Фейсбук, Livejournal, мой собственный блог, но в основном Твиттер, главным образом. Я думаю, что 80% переписки приходится на Твиттер.
Ну да, твиттер уже заменяет многим аську.... А что больше нравится говорить, писать?
Ну, писать мне точно не очень нравится, там просто серьезная работа с текстом. Мы люди помешанные на радио, нам легче сказать, чем написать. Мне больше нравится придумывать и хулиганить, а с помощью какого средства выражения это будет, не так важно через телевидение или радио.
Вообще, я ужасно люблю взрывные жанры. Люблю всякие смешные вещи, пародии внутри, казалось бы, обычной передачи.
А были
На Эхе (радио «Эхо Москвы» прим. ред) это периодически случается. И не только со мной. Думаю, такое со всеми происходит, когда идет разговор
У нас на радио был недавно такой случай. Моя соведущая Ксюша Басилашвили в «Утреннем Развороте» (это двухчасовое утреннее шоу) делала обзор прессы. Газета «КоммерсантЪ» писала про арт-группу Война, а там есть такой участник Леня Ебнутый. Она его прозвище так и прочитала в эфире. До меня это дошло секунд через 30. Честно говоря, я привык, что Ксюша человек культурный, как ее называют «Из театральной семьи». И вот, Ксения Олеговна своим ангельским голоском перечисляла участников группы война, включая Леню Ебнутого, и это все проходит через меня,
Ты не идешь на Первый канал, но при этом ведешь на государственном канале «Россия 24» передачу Вести.Net
Я же не иду не потому что это государственный канал, не потому что это «рупор Кремля». Я не иду, потому что меня, как правило, зовут по интернетным темам. Если бы меня позвали про политику поговорить, я бы пошел (с иронией). Хотя я не большой мастак на эту тему разговаривать. Но меня зовут рассказать про интернет. А создают эти передачи, как правило, люди, которые не разбираются в этой теме. И объяснять им бесполезно. У них есть общее, гламурное что ли представление... Хотя нет, гламурное плохое слово. Довольно бытовое представление об интернете. Я не за то, чтобы на него молиться или подходить к нему с научной точки зрения, или закончить Бауманку, перед тем как вообще за интернет браться, вовсе нет. Но они обсуждают темы: «Как стать знаменитым в интернете», «Как заработать в интернете», или
Как правило, снимают два часа, а оставят 15 секунд. Причем эти 15 секунд будут самые дурацкие, самые идиотские все перепутают в титрах, ошибутся в фамилии, или еще в чем-нибудь.
И выставят полным идиотом.
Да, и выставят полным идиотом. Подведут, как-никак. И ты что,
Но были же, наверное, успешные истории твоих взаимоотношений с федеральными каналами, помимо
Да, было, конечно. Однажды мне позвонил Сережа Малоземов с НТВ и предложил сняться в сюжете про Твиттер. Я тогда его не знал хорошо, и он сказал: «Саш, я знаю, как ты относишься ко всему этому, поверь, все будет нормально, все будет хорошо, я тебе ручаюсь своим именем». Для меня это дорого, когда человек говорит: «Я имя свое ставлю». Значит, человек относится серьезно к делу. Получился очень хороший сюжет. Конечно, он очень сильно популизовал Твиттер, меня, но это было полезно всем: Твиттеру, мне, конечно, Сереже Малоземову, потому что его очень много цитировали в интернете. Это был чуть ли не первый сюжет, ролик про Твиттер. Фактически стал вирусняком, хотя там не было ничего вирусного.
А ты получаешь удовольствие от эфира?
Да. Но это даже не удовольствие. Это скорей как раз жизнь и есть. Или моя иллюзия жизни. В эфире ты чувствуешь себя, когда хозяином, когда гостем и это разные роли. Присутствует некое творчество, непредвиденные ситуации целая жизнь. Я в прошлом году снялся в фильме (он еще не вышел) и понял, что и это тоже другой мир. Как будто я шесть дней прожил на другой планете. И до меня начинает доходить, что такое абсолютное счастье. Бывает, уезжаешь в другую страну, или переходишь на другую улицу и там у тебя другая жизнь. А у меня другая жизнь в эфире, по сравнению с повседневной.
Для тебя как для журналиста работа на в прямом эфире на радиостанции, запись передачи на ТВ разные ощущения?
На ТВ все, что я делаю, в записи. Запись тоже отдельное искусство более тяжелое, чем прямой эфир. Прямой эфир ты, хочешь или не хочешь, но вытянешь. Он закончится рано или поздно. Запись же совсем другой принцип. Там ты не уйдешь, пока не закончишь. Ты должен сделать минимально приемлемо, а лучше идеально, в этот промежуток ты должен попасть. В случае прямого эфира ты заканчиваешь, когда время заканчивается. Прямой эфир интересней, безусловно. Это как воздух, которым дышишь.
Совершенно разные вещи. Другое дело, что для ток-шоу, для политических вещей лучше, и даже необходим прямой эфир.
И неформальность
Наверное, да.
Считаешь ли ты себя одним из основателей журналистики об интернете
И до меня делали обзоры сети хотя бы легендарный «Вечерний интернет» Антона Носика, с которого я и начал свое интернет-образование, который и в некотором смысле дал мне путевку в жизнь. Было несколько обозрений, выходило два журнала. А вот на радио совершенно не было регулярных интернет-обозрений.
Это и заставило меня сделать такую регулярную программу. Плюс я придумал несколько терминов. К примеру, термин «Тройное W» придумал я. Просто до этого никто не знал, как произносить адреса, говорили
А о чем интереснее говорить? О людях или о гаджетах?
Все равно, говоря о гаджетах, говоришь о людях. Разные люди приобретают разные гаджеты.
Обиды на тебя после эфира бывают?
Бывают. Бывает, я обижаюсь, но это все нормально. Это жизнь. Я спокойно ко всему этому отношусь. Я с огромным уважением отношусь к людям, которые, даже если обижаются, потом находят в себе силы вернуться к прежним отношениям, понимая, что есть работа, есть эфир, есть шоу, в конце концов, есть такие законы шоу, и он подписался под ними, просто придя в эфир. Когда приходит он такую оферту негласную подписывает. Но вот, например, спорный персонаж, как, например, Катя Гордон. С ней вообще легко, к ней можно много предъявить претензий. Она настолько выпукла и угловата (в смысле личности, не в смысле внешности, она очень красивая девушка внешне), что есть, за что зацепиться и привязаться, и ехать на этом можно долго и упорно. Но она всегда находила в себе силы реагировать
Человека очень трудно хотя бы остановить, перебить. То есть, если ты поздоровался, задал вопрос все можешь уходить из студии зачем ты нужен. Дальше следует большой и трепетный монолог про учителей, комбайнеров и так далее, про другое обездоленное население. Дико трудно с ним.
А пытался ли сам сделать свои медийные проекты?
Нет.
Почему?
Я вообще не люблю организовывать