Трансформировавшийся в новую фазу конфликт между министерством обороны Таджикистана и независимыми СМИ, разрастается уже по часам. Журналистам, пытающимся доказать свою независимость, указывают, что все под контролем
Назарали Пирназаров,
Быстроразвивающийся конфликт между руководством министерства обороны Таджикистана и независимыми средствами массовой информации республики накаляет и без того напряженную обстановку в обществе, постепенно привлекая новых участников.
С чего все началось
Вереница событий, произошедших за последние полтора месяца в этой маленькой центрально-азиатской стране
В ночь на 23 августа из следственного изолятора № 1 города Душанбе совершили побег 25 заключенных, убив пятерых охранников и ранив еще двоих. Дерзкий побег стал причиной смены руководства Госкомитета национальной безопасности и расследования уголовных дел, возбужденных в отношении ответственных лиц СИЗО. К этому времени задержаны семь бежавших заключенных, еще трое убиты. Спецоперация по поиску остальных 16 беглецов продолжается.
3 сентября террористическая атака смертника на региональный отдел по борьбе с организованной преступностью на севере республики унесла жизни двух милиционеров, более 25 человек, в том числе двое гражданских, были ранены.
19 сентября вооруженная группировка совершила дерзкое нападение на военную автоколонну на территории Раштского района (в 180 км восточнее Душанбе), в результате чего погибли 26 военнослужащих национальной армии, еще 14 ранены.
Именно последнее событие спровоцировало конфликт между журналистами и министерством обороны Таджикистана, которое стало объектом жесткой критики со стороны СМИ, обратившиеся к руководству оборонного ведомства с вопросом: «кто виноват в гибели военнослужащих?».
Журналисты, многие из которых служили в Советской Армии, обрушились с критикой в отношении оборонного ведомства, поставив под сомнение профессионализм руководства министерства, посоветовав ему уйти в отставку. В материалах СМИ указывалось, что автоколонна передвигалась без поддержки с воздуха и сопровождения бронетехники, что «противоречит тактике ведения боевых действий».
25 сентября по национальному телевидению неоднократно был продемонстрирован сюжет пресс-центра оборонного ведомства, в котором независимые СМИ страны были обвинены в искаженном освещении происходящих на востоке страны событий.
27 сентября руководители около 20 независимых СМИ и журналистских организаций Таджикистана приняли заявление, в котором они выразили озабоченность действиями руководства Минобороны, обвинившего независимые СМИ «в провокациях и непрофессионализме». Медиа-сообщество заявило, что данным видеосюжетом Минобороны «прикрывает свои недостатки и просчеты», расценив эти действия «неуместной попыткой преследования и унижения журналистов» и потребовав извинений со стороны этого ведомства.
В конфликт ввязался министр
Ответ с другой стороны баррикад не заставил себя ждать. Неделю спустя уже министр обороны, генерал-полковник Шерали Хайруллоев, который через месяц отметит свой 61 день рождения, обвинил независимые СМИ в пособничестве террористам, за которыми «стоят черные силы».
4 октября на сайте правительственного информационного агентства «Ховар» опубликована статья главы оборонного ведомства «Ки аз ки бояд узр пурсад?» («Кто перед кем должен извинится?»).
Министр считает, что оценка «зверского террористического нападения на автоколонну министерства обороны республики» в СМИ «попахивает поддержкой этого дерзкого случая». Хайруллоев называя работу журналистов «бесчеловечной», обвинил их в однобоком освещении событий на востоке Таджикистана, с которым отсутствует мобильная и аналоговая связь, и вся дозированная информация исходит от самих же правоохранительных органов и силовых структур.
Он ставит под сомнение независимость журналистов Таджикистана, отмечая, что каждое издание имеет своего учредителя и спонсора. Хайруллоев считает, что данная трагедия была на «радость» некоторым журналистам, которые
В течение всего июля проходили ежеквартальные пресс-конференции государственных органов, в августе в центре внимания СМИ были побег из СИЗО, а также рабочие визиты президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Сочи и Ереван, которые были дополнены рабочими поездками главы государства по регионам республики.
От разъяренного министра обороны досталось и руководителями политических партий и отдельным политикам, которые, по его мнению, «поверхностно» осудили данное нападение, обвинив правительство страны в его возникновении.
«Они требуют диалога и переговоров, отмечает Хайруллоев. Спрашивается, диалог с кем? С террористами и убийцами, или с вами руководителями политических партий? Если с террористами, то это неприемлемо. Если с вами, то возникает вопрос: почему сегодня и сейчас? Если встретимся с вами и выполним ваши требования и пожелания, террористы успокоятся? Тогда можно сделать вывод, что они незаконно вооруженные вами силы, так как прислушиваются к вам. Таким образом, надо размышлять. Не зря же говорят: «сначала надо подумать, прежде чем говорить».
Эксперты считают, что философские размышления в статье министра идут в разрез с его же действиями полумесячной давности, прилетевшего в Раштский район вести переговоры, как тогда указывалось с «авторитетными лидерами региона», оказавшимися после событий 19 сентября «террористами».
Реакция естественна и без намеков
По словам руководителя фонда «ИНДЕМ» Саймуддина Дустова, статья Хайруллаева является «почти естественной реакцией боевого офицера выходца русской военной школы в условиях ведения боевых действий против не совсем понятного врага». Он считает, что этим самым министр показал важность "неприятия другого-"чужого" мнения«.
«Я бы особых намеков не выделил, да и не принято у военных, особенно наших, намеками донести до другой стороны свою позицию, говорит Дустов в интервью
Он считает, что министру обороны «вовсе не обязательно» подавать в отставку после критики в его адрес и требования просить извинения. «Если бы все наши чиновники подали б в отставку после критики СМИ, в Таджикистане не осталось бы их совсем», добавил Дустов.
«Планомерная атака» на СМИ
Председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибоев назвал последние заявления министра обороны «необоснованными и нападкой в отношении независимых средств массовой информации и журналистов, которые выполняли и выполняют свой общественный долг по информированию общества о событиях в Раштской долине».
По его словам, министр пытается «оправдать себя и ответственных офицеров за планирование и проведение операции в Раштской долине».
«Чтобы обвинить журналистов в пособничестве террористам нужно иметь веские доказательства, сказал он в интервью
По его мнению, в Таджикистане в последнее время произошла цепь событий «планомерной атаки на свободу СМИ» от недавних предложений со стороны некоторых религиозных деятелей о закрытии независимых изданий до последнего заявления министра обороны.
«Сейчас идет тотальная проверка налоговыми органами ряда типографий и независимых изданий, сообщил Каршибоев. Мы можем делать вывод о планомерном давлении со стороны властных структур на независимые СМИ». Он добавил, что контроль за указанием количества экземпляров тиража в выходных данных изданий осуществляется «уполномоченным государственным органом в лице министерства культуры», а не налоговых органов.
Новые участники трансформировавшегося конфликта
На фоне разрастающегося конфликта на этой неделе некоторые газеты могут не выйти в продажу, так как типографии отказываются тиражировать эти издания.
В ответ на выпад министра обороны более пяти ведущих и авторитетных изданий заявили, что в знак протеста выйдут на этой неделе с одной пустой полосой, где могли бы быть материалы о последних событиях в Раште. Был даже подготовлен макет страницы с подписью: «По требованию министра обороны РТ, генерал-полковника Шерали Хайруллоева события в Раштской зоне нами не освещаются!».
Однако к утру вторника издания отказались от этой акции, так как просочившаяся в СМИ информация о ней побудило руководство типографий обзвонить редакции газет и предупредить, что если в макете будет пустая полоса, то номер не выйдет в печать.
Остается под вопросом выход в печать независимой газеты «Фараж», которая издаётся на таджикском языке. Именно это издание стало главным героем телесюжета пресс-центра Минобороны.
По словам главного редактора «Фаража» Хуршеда Ниёзова (Атовулло), «под разными предлогами руководство типографии Оила-принт не хочет печатать» его газету. Он отмечает, что проблемы с печатанием газеты начались после выхода статьи про события в Раште. «Мы тогда задались вопросом: кто будет отвечать? и все», говорит Ниёзов в интервью
Он не исключил возможности, что медиа-сообщество, подписавшееся под заявлением в ответ на сюжет пресс-центра Минобороны, обратится в суд с иском «защиты чести и достоинства» в отношении уже главы оборонного ведомства. «Пусть министр доказывает нашу вину», добавил Ниёзов.
Контроль за информационным пространством
С 30 сентября в Таджикистане наблюдаются перебои в доступе к популярным новостным интернет-ресурсам, в том числе к порталу Avesta.Tj.
«Внутреннее расследование информационного агентства Авеста установило, что со стороны представителей госслужбы по надзору Минтранспорта и коммуникаций был устный запрос в адрес сотрудников ряда провайдеров Таджикистана о необходимости блокировки», заявил директор агентства Зафар Абдуллаев на пресс-конференции в Душанбе в понедельник.
По его словам, данная инициатива может исходить из вышестоящих инстанций и причины могут самые разные от недовольства редакционной политикой до временной меры по контролю за информационными пространством в условиях военных операций на востоке страны.
Называя «эту цензуру госструктур бесполезным занятием», Абдуллаев сообщил, что восстановить «свободный доступ» граждан Таджикистана к сайту возможно через прокси-сервисы, что является вполне «простым и законным способом обхода блокировки».
«Блокировка нашего и похожих сайтов, серверы которых физически располагаются за границей, возможна только с помощью манипуляций
По его данным, со стороны определенных кругов были заказы на DDoC-атаку сайтов Avesta.Tj и информационного агентства «Азия-Плюс» (www.asiaplus.tj). Данная атака сравнима с виртуальным терроризмом и намного хуже, чем обычная блокировка сайтов. DDoS-атака сокращение от Distributed Denial Of Service Attack. Особенностью данного вида компьютерного преступления является то, что злоумышленники не ставят своей целью незаконное проникновение в защищенную компьютерную систему с целью кражи или уничтожения информации. Цель данной атаки парализовать работу атакуемого веб-узла.
Эпилог
Наблюдатели пока выражают озабоченность развивающейся в негативном ключе ситуацией в сфере СМИ Таджикистана, которая может вылиться в уголовное преследование журналистов, что непосредственно может существенно подорвать инвестиционный климат и имидж республики на международный арене, который с большим трудом достигнут в последние пять лет.
По неофициальным данным, данный случай будет включен во всех авторитетных международных отчетах по свободе СМИ.
Источник
Источник: СА-news