В день Всемирного дня свободы прессы в Алматы состоялся круглый стол с участием экспертов по Центральной Азии. Эксперты отмечают, что в Казахстане появляется все больше механизмов, которые душат свободу слова.
ПОСЛАНИЕ ГЕНСЕКРЕТАРЯ ООН
Директор Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану Сергей Лазарев зачитал участникам круглого стола послание генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Всемирного дня свободы прессы, 3 мая.
«Когда правительства угнетают народы своих стран и пытаются избежать пристального внимания со стороны общественности, свобода печати становится мощнейшим инструментом изобличения злодеяний и сохранения общественного доверия», говорится в послании генерального секретаря ООН.
Директор Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы
по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану
на заседании круглого стола.
В послании также говорится о том, что «государства создают новые барьеры, в том числе занимаются виртуальной слежкой, осуществляют преследования в киберпространстве и вводят цензуру в Интернете».
«По данным Комитета защиты журналистов, в 2010 году были убиты как минимум шесть журналистов, работавших главным образом в онлайновых средствах массовой информации. Следует также отметить, что в 2008 году впервые в тюрьмах оказалось больше «онлайновых журналистов», по сравнению с их коллегами, работающими в традиционных средствах массовой информации», говорится в послании генерального секретаря ООН.
По мнению Пан Ги Муна, наилучшей данью памяти погибшим журналистам «станет борьба за справедливость».
«Тот факт, что их убийцы часто уходят от ответственности, свидетельствует о недопустимо халатном отношении к защите журналистов со стороны официальных властей и нежелании признавать ту важнейшую роль, которую играют журналисты. Кроме того, многие журналисты томятся в тюрьмах лишь за то, что они выполняли свою работу», отмечает генеральный секретарь ООН в своем послании.
В Казахстане за последние десять лет при не до конца выясненных обстоятельствах погибли журналисты Алексей Пугаев, Нури Муфтах, Асхат Шарипжанов, Батырхан Даримбет и Сакен Таужанов. При этом ни в одном случае, по мнению правозащитников, не была установлена настоящая причина их гибели.
В настоящее время отбывает тюремный срок главный редактор независимой газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов по обвинению в «разглашении государственных секретов»; однако, по мнению правозащитников, он лишь исполнял свои профессиональные обязанности.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ
По словам президента прессозащитной организации «Адил соз» Тамары Калеевой, в настоящее время в казахстанском законодательстве продолжает существовать уголовная ответственность за профессиональную журналистскую деятельность. Как говорит Тамара Калеева, существует целый ряд статей, по которым журналисты могут понести уголовное наказание, в том числе статья за клевету и оскорбление, статьи, содержащие в себе повышенные меры защиты должностных лиц (особенно высших).
Президент прессозащитной организации "Адил соз"
Тамара Калеева перед заседанием круглого стола.
По словам Тамары Калеевой, над журналистами и СМИ также довлеет целый ряд административных статей, в том числе и за самую малую провинность, в том числе за неточности в выходных данных. При этом Тамара Калеева отмечает несоразмерно суровое наказание журналистов и СМИ, предусмотренное законодательством, «вплоть до высшей меры наказания закрытия СМИ».
В целом журналистов и СМИ можно наказать по сорока составам правонарушений, говорит Тамара Калеева, отмечая жесткость действующего казахстанского административного законодательства о СМИ.
По словам Тамары Калеевой, и гражданское законодательство Казахстана душит СМИ.
Под предлогом защиты чести, достоинства и деловой репутации можно разорить любое издание. Сроки исковой давности не ограничены. Суммы взысканий морального вреда не ограничены, говорит Тамара Калеева.
По ее словам, «нужно регламентировать суммы взысканий морального вреда».
Это стало средством мести, а не средством защиты чести и достоинства. Никто не покушается на права человека со стороны журналистов, никто не покушается на тайну личной жизни. Но гиперболизировать в ущерб свободе слова эти права это значит злоупотреблять, это значит использовать их как предлог для ограничения свободы слова, говорит Тамара Калеева.
Тамара Калеева как парадокс отмечает тот факт, что в 2010 году, когда Казахстан являлся председателем ОБСЕ, как раз и произошло ужесточение законодательства о СМИ, особенно в области регулирования интернет-ресурсов.
По ее словам, изменения, которые в настоящее время предлагаются в действующее казахстанское законодательство по вопросам СМИ, «не радуют, но настораживают». Как говорит Тамара Калеева, предлагаемые поправки лишь создают видимость гуманизации казахстанского законодательства о СМИ, на самом деле ужесточая его суть.
СУДЕБНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВ СМИ
Юрист Союза журналистов Казахстана Тамара Симахина считает, что судебный механизм превратился в «эффективное средство ограничения свободы слова».
Юрист Союза журналистов Казахстана
Тамара Симахина выступает на заседании круглого стола.
В качестве примеров Тамара Симахина привела две аналогичные ситуации, когда два разных издания в своих публикациях ссылались на ранее опубликованные в других СМИ материалы, но при этом суды по ним принимали противоположные решения.
Первый случай, по ее словам, произошел с провластной газетой «ЦентралАзия монитор», на которую Банк развития Казахстана подал иск на 300 миллионов тенге (около двух миллионов долларов) за то, что она в своих материалах приводила данные, ранее опубликованные в других изданиях. По словам Тамары Симахиной, газета выиграла судебный процесс, поскольку суд счел законными ссылки на уже опубликованные материалы.
Как говорит Тамара Симахина, в другом аналогичном случае другой суд принял противоположное решение по иску к другому изданию «Казахстан тудэй», которое также опубликовало материалы со ссылкой на уже опубликованные статьи. Однако, по ее словам, в данном случае Медеуский районный суд Алматы решил, что это издание поступило незаконно, и вынес решение не в его пользу.
По словам Тамары Симахиной, проблема заключается в недостаточной «объективности и независимости судебной системы».
Источник: Радио Азаттык