Повышение профессионального уровня журналистов в Туркменистане бесполезно без предоставления им свободы творчества, отмечают обозреватели NBCA.
1 марта государственный Интернет-сайт Turkmenistan.gov.tm сообщил, что в Ашгабате состоялся семинар, на котором «рассматривалось соблюдение профессиональных этических норм в работе журналистов», освещающих вопросы здравоохранения и медицины.
Мероприятие было организовано информационным центром Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана совместно с проектом НОРЕ/USAID.
В информации по этому поводу государственный портал процитировал международные принципы журналистской этики, задача которых — «гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».
Такое крайне редкое событие в Ашгабате, как тренинг для журналистов, было с надеждами воспринято местным журналистским сообществом, которое испытывает крайнюю необходимость в повышении своей квалификации.
«Проводились бы такие семинары почаще, было бы здорово, нам так не хватает информации о [журналистском] мастерстве», — сказал один из местных репортеров.
По оценке медиа-экспертов в Туркменистане, местные корреспонденты имеют слабый уровень профессиональной подготовки, поскольку за последние 17 лет в туркменских университетах журналистов не готовили, а те, кто работает в СМИ, получили образование еще во времена Советского Союза, когда главной задачей журналистки была пропаганда.
Из-за существующего контроля и ограничений на передвижение туркменским журналистам затруднительно выезжать в другие страны на обучающие тренинги и семинары, так как впоследствии они могут подвергнуться преследованиям со стороны властей за сотрудничество с иностранными организациями.
Однако другие собеседники думают, что одними тренингами туркменским журналистам не помочь.
В настоящее время в Туркменистане отсутствуют независимые средства массовой информации, существует жесткая цензура на все публикации, темы для теле- и радиопередач, публикаций в газеты готовятся журналистами исключительно по согласованию с вышестоящим руководством.
«Журналист может иметь много идей, но кто же это даст ему их воплотить? — возмущается ашгабатский медиа-обозреватель. — Всегда есть риск, что журналист или те, кто снимал материал – операторы, режиссеры — пострадают, если проявят вольность и покажут объективную реальность».
Комментатор вспоминает недавний случай, когда по государственному телевидению транслировался репортаж об открытии новой больницы в районном центре Эсенгулы, на западе страны, где были показаны кипящие кастрюли со шприцами.
«После показа этих кадров были большие неприятности у всех, — говорит он, — но зато туда [в Эсенгулы] отправили партию одноразовых шприцев и боксы».
Вот доказательство тому, какой может быть действенной правда, вступает в разговор журналист государственной газеты, который считает, что повышение профессионального уровня корреспондентов невозможно без предоставления им права свободно писать о том, что происходит в действительности.
«А без этого зачем учиться международным правилам и этическим нормам? — спрашивает он.- Все равно все проблемы останутся за кадром».
Согласно рейтингу международной журналисткой организации «Репортеры без границ» за 2008 год, Туркменистан занимает одно из наихудших мест по уровню свободы прессы, а по версии Международного института прессы (International Press Institute, IPI), продолжает оставаться страной, оказывающей сильное давление на журналистов.
(NBCA — проект IWPR по созданию многоязычной службы новостного анализа и комментариев по странам Центральной Азии с участием широкого круга обозревателей по всему региону. Проект осуществляется с августа 2006 года по сентябрь 2007 года во всех пяти странах региона. С новым финансированием служба возобновляет освещение событий в Узбекистане и Туркменистане.)
Источник: ЦЭЖ