Internews Kazakhstan

Шамарал Майчиев: «Наш информационный рынок могут захватить иностранные СМИ»

Cоздан:   чт, 06/03/2008 - 11:39
Категория:
Тэги:

«Перспективы развития кыргызстанских СМИ я вижу только в том случае, если они будут конкурентоспособны на внешнем рынке. Если же все будет продолжаться так, как все обстоит сейчас, наш информационный рынок могут захватить иностранные СМИ, потому что, как и местные СМИ, они будут вещать то же самое о нашей стране, но на более высоком уровне», - сказал сегодня в интервью ВРС Шамарал Майчиев, Медиа-представитель в Кыргызстане, рассказывая о перспективах местных СМИ.

Отвечая на вопросы, Медиа-представитель в качестве примера привел такую ситуацию, что, например, «в Африке может располагаться СМИ с названием “Баткенские известия” и через спутник транслировать передачи о Баткене, а местные СМИ не смогут с ним конкурировать».

«Поэтому собственникам СМИ нужно понимать, что СМИ - это бизнес. Они должны выстраивать современный менеджмент, учитывать особенности информационного рынка, повышать профессионализм корреспондентов на местах. Сейчас, когда смотришь каналы, то видишь, что все говорят об одном и том же, ссылаясь на информационные агентства, как будто сами узнали эту информацию. Все рассказывают одинаковые новости, так что нужно повышать профессиональный уровень», - отметил Майчиев.

Рассказывая о нынешних наиболее существенных недостатках кыргызстанских СМИ, медиа-представитель сказал: «Если брать экономическую составляющую, то многие СМИ не представляют себя, как часть бизнеса. Они считают, что оказывают населению информационную помощь и видят свою задачу только в этом. По этой причине многие СМИ датируются за счет государства, грантов, или же представляют собой pr-структуры коммерческих кругов. В целом, кыргызстанские СМИ находятся под влиянием политических, коммерческих, и других интересов».

«Что касается менеджмента, он также не определен с точки зрения информационной политики. На сегодняшний день СМИ не имеют общего профсоюза, соответственно, владелец СМИ имеет сильное влияние на редакционную политику и менеджмент. В СМИ отсутствуют документы редакционной политики, может быть, в одном или двух есть коллективный договор, но у других этого нет. Поэтому неурегулированность трудовых отношений с собственниками СМИ отражается на общей деятельности СМИ», - выразил мнение Майчиев.

«Также никуда не годится профподготовка журналистов. Студенты, окончившие ВУЗ, заново всему учатся в СМИ. Нет профессиональной переподготовки, нет профессиональных стандартов деятельности журналистов. Например, совсем недавно был принят Этический кодекс журналиста, но на сегодняшний день не все СМИ его признали. Впереди нас ждет большая работа, чтобы СМИ подписали и признали этот кодекс», - отметил медиа-представитель.

Развивая тему уровня независимости кыргызстанских СМИ, Шамарал Майчиев сказал: «Как таковых независимых СМИ у нас нет. Говорить о независимости невозможно, потому что для того, чтобы быть независимыми нужны договора с собственниками, а сегодня собственники вмешиваются в деятельность СМИ и журналисты не могут работать по профстандартам. Журналистское сообщество должно определить стандарты, а сегодня в большинстве случаев они выполняют заказные материалы. Причем это делается в очень грубой форме, однобоко, предвзято и даже неискушенный читатель видит, что это заказная статья и понимает, кто и почему ее заказал».

«Все это отражается на том, что в адрес кыргызстанских СМИ существует очень большое количество исков. Только наш институт за последние годы рассмотрел более 70 исков на журналистов, и здесь надо учесть, что далеко не все из них обращаются за нашей помощью. Есть журналисты, которые самостоятельно занимаются своей защитой, поэтому я думаю, что реальных исков намного больше», - заключил Шамарал Майчиев.

Источник: ЦЭЖ