Перспективу создания в странах Центральной Азии органов саморегулирования прессы обсуждают участники начавшейся в столице Таджикистана 9-ой региональной конференции средств массовой информации. Форум организован офисом представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ и Центром ОБСЕ в Душанбе.
Советы по прессе, комиссии по этике и другие подобные общественно-профессиональные организации действуют почти во всех европейских государствах-участниках ОБСЕ. Но для центрально-азиатских республик понятие саморегулирования СМИ является новым. Готова ли общественность в странах региона к деятельности таких органов?
Создание саморегулирующих органов в сфере СМИ будет способствовать укреплению независимости прессы, снижению фактов уголовного преследования и количества судебных исков против СМИ и журналистов. Об этом сказал, открывая конференцию, представитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харасти. И действительно, в европейских странах сложилась практика обращения граждан с жалобами на СМИ в общественные советы или комиссии, которые выносят свой независимый вердикт о том, было ли допущено журналистами нарушение этических норм. Такие советы представляют собой механизмы досудебного разбирательства, которые помогают предотвратить многие иски в отношении журналистов.
Создание органов саморегулирования СМИ в странах Центральной Азии позволит повысить уровень профессионального сознания журналистов и постепенно менять отношение власти к прессе, считает директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов: «Попытка ввести институт саморегулирования – это попытка подтолкнуть журналистов к более серьёзному восприятию своей профессии. Мы пытаемся это внедрить для того, чтобы журналисты участвовали в создании гражданского общества, поскольку саморегулирование – это и есть один из признаков гражданского общества».
Однако на пути создания органов саморегулирования СМИ в регионе есть и немало проблем. Например, у журналистов Таджикистана до сих пор не существует Кодекса профессиональной этики, то есть - нет стандартов, по которым можно оценивать тот или иной журналистский материал. Другой вопрос, каким по форме должен быть саморегулирующий орган, и кто должен входить в его состав?
При этом нужно учитывать специфику ситуации в каждой стране, говорит председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибаев: «Если создать чисто общественный орган, то в условиях Таджикистана никто к нему прислушиваться не будет. Поэтому по форме нужно создать такой орган, в котором будут участвовать представители и медиа-сообщества, и госорганов, например, Верховного суда или министерства юстиции, которые хорошо разбираются в законодательстве о СМИ».
Основная дискуссия на форуме развернулась по вопросу о том, может ли стать совет или комитет по прессе в современных условиях развития масс-медиа в регионе действенным механизмом разрешения споров и конфликтов вокруг СМИ. Независимый казахстанский журналист Сергей Дуванов выражает сомнения по поводу эффективности работы саморегулирующего органа в Казахстане, если таковой будет создан: «Для нас сегодня саморегулирование – это мертворожденное дитя, потому что если сегодня власть захочет закрыть какое-то СМИ, она не будет обращаться в совет по саморегулированию. Закроет даже вне закона, и все! А если оскорбленный гражданин захочет получить от меня компенсацию, он обратится в суд, а не в совет. Через суд он сможет получить деньги, и зачем ему тогда порицание, которое мне может вынести совет? Совет проблем наших не решит».
В Казахстане, по словам президента Фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамары Калеевой, в последние дни начались настоящие репрессии в отношении ряда газет и Интернет-изданий. На минувшей неделе был заблокирован доступ к нескольким казахстанским веб-сайтам, которые публиковали материалы оппозиционного характера. А буквально накануне отъезда казахской делегации на конференцию в Душанбе налоговая полиция пыталась опечатать офисы редакций трёх независимых газет в Алма-Ате. В таких условиях разговоры об этических нормах кажутся неуместными, а создание саморегулирующих органов выглядит преждевременным, считает Тамара Калеева: «Говорить о саморегулировании – это лицемерие. Очередной кодекс «строителей коммунизма»? Опять будет много красивых слов, которые не имеют никакой силы. Необходима деликатность в этом вопросе. Когда к нам приезжают специалисты извне и считают, что мы должны полностью заимствовать их опыт, у них, конечно, самые лучшие побуждения, но у нас другая ситуация, другая реальность! Мы должны жить и строить кодексы и советы в наших условиях существования журналистики».
Отмечу, что конференция открылась минутой молчания, которой её участники почтили память кыргызстанского журналиста Алишера Саипова, расстрелянного 24 октября в Оше. Это убийство – наглядный пример того, какими методами сегодня в регионе «решаются» проблемы, связанные с деятельностью журналистов.
Нигора Бухари-заде, Душанбе
Источник: ЦЭЖ