В интервью ksta.de профессор журналистики Клаудиа Маст (Klaudia Mast) рассуждает о будущих требованиях к журналистике и ее шансах на выживание в условиях падающих тиражей и доходов от рекламы.
Главные редакторы ежедневных газет оптимисты или пессимисты?
Для выполнения поставленных задач от них требуется уверенность, даже если условия работы становятся все тяжелее. Они хотят сделать редакции более квалифицированными, чтобы привлечь читателей и предложить им мультимедийный и кроссмедийный контент по всем возможным каналам. Большинство считают упаднические настроения о вымирании газет чепухой и чушью, тем более что такой пессимизм очень мало помогает ежедневной мотивации редакций. Только 26% опрошенных главных редакторов (Германии Прим.ред) полагают, что в ближайшие
Вы согласны с последним мнением?
-Да. Но газетам необходимо существенно измениться, чтобы идти в ногу с цифровыми технологиями и интернетом. Ключевой пункт успешной концепции издания это его читатели, их интересы и потребности, интересные темы, которые газеты должны поставлять ежедневно. У людей совсем другие потребности по сравнению с теми, которые существовали
Какие стратегии реализуют главные редакторы?
С одной стороны журналистика направлена на читателей как граждан или как на людей, принимающих решения. Она претендует на то, чтобы анализировать процессы принятия решений: кто, когда и почему оказывает влияние на этот процесс, какую роль при этом играет и какова ее подоплека. Она хочет обращаться к читателям, которые интересуются политикой и экономикой как ключевыми факторами, влияющими на жизнь общества. И не только результатами политических решений, но и методами и способами, как и почему они были осуществлены. С другой стороны газеты хотят предлагать читателям сервисы и обращаться к ним преимущественно как к потребителям, которые интересуются результатами политического и экономического события и, прежде всего, его последствиями лично для себя, а не тем, как и почему они произошли. Газеты должны предлагать скорую помощь читателям. Вопрос в том, хочет ли сам читатель быть потребителем или нет.
В какой мере работа в интернете и необходимость сокращения затрат изменила работу редакций?
Границы компетенций сотрудников редакций становятся подвижными и очень легко смещаются, ньюсрумы стали новыми формами взаимодействия и управления, объем работы и напряжение выросли очень сильно и прежняя достаточно рутинная деятельность в редакциях ушла в прошлое. Добавьте сюда интернет с постоянно растущимим потоками информации и ускорение самого технологического процесса. Журналистика становится все более требовательной, но при этом и напряженной и даже стрессовой.
Разделение между выпускающими редакторами, которые не выходят из зданий, и журналистами, которые концентрируются, прежде всего, на расследованиях и написаниях текстов увеличится в будущем?
Это уже намечается, если мы приглядимся к трехклассовой журналистике (звезды, профессионалы и прекариат (от слова пролетариат) при.ред): издатели и авторы в редакциях и не стоит забывать масса внештатников, которые звонят и предлагают редакциям темы. Штатные редакции становятся все малочисленней и все больше передают заказов журналистам-фрилансерам и журналистским бюро. Это так же меняет суть профессии, как существующая специализация внутри редакций в зависимости от поставленных задач.
Экономическая журналистика считалась и считается в некоторых редакциях не модной. Однако теперь экономические темы многомиллиардные слияния, банкротство крупных брендов и мировой кризис выносятся на первые полосы газет.
Имидж экономических журналистов и редакторов сильно изменился. Их самосознание и репутация существенно окрепли. Ситуации, когда тема готовится по экономике, а потом ее надо отдать в отдел политики, происходят все реже. Ньюсрумы и новый режим работы в редакциях заставляют журналистов заранее сотрудничать целыми отделами при подготовке тем. С нашей точки зрения именно в таком сотрудничестве заложен большой потенциал журналистики.
Разделение между отделами политики и экономики в редакциях имеет смысл?
Тематическая специализация у профессиональных редакторов была и останется. Профессиональные знания в какой-либо области и богатая сеть контактов и информаторов являются необходимыми условиями для развития классной журналистики. При этом нельзя переплетать разные направления в редакции, чтобы они работали над одной темой, иначе все в нее упрется. Это требование современной редакции.
Главные редакторы сегодня это кризис-менеджеры, управленцы которых не хватает на рынке или журналисты?
Все сразу и даже больше: стратеги, планирующие и запускающие свои медиа, ведущие, которые руководят читательской активностью и коммуникаторы, выступающие
Интервью взяла Ульрика Симон (Ulrike Simon)
Источник: Media-Day.ru