Internews Kazakhstan

Интерес к биографиям — естественное желание человека понять, в чем кроется секрет успеха

Cоздан:   пн, 05/10/2009 - 11:53
Категория:
Тэги:

Всплеск интереса к документальному кино наблюдается уже около двух лет. Но как отличить действительно ценный фильм от наспех слепленной конъюнктурной подделки? Где лучше смотреть документальное кино — на федеральных каналах или на кабельных и спутниковых? И вообще: чем обусловлен всплеск интереса к забытому прежде? Об этом корреспонденту «Российской газеты» рассказал телеакадемик Анатолий Лысенко.

Докудрама и неигровое кино

Российская газета: На прошедшей неделе вручали юбилейную 15-ю премию «ТЭФИ». Вы в Академии Российского телевидения возглавляете Гильдию документального кино. И пусть на премии общая картина была неполной — часть каналов вышли из академии, тем не менее можем мы говорить об общих тенденциях в этой области?

Анатолий Лысенко: Не случайно в последнее время появляется все больше кабельных и спутниковых каналов, посвященных только документальному кино «Кто есть кто», «Ностальгия», «24 Док», и другие. Это можно назвать телевизионной тенденцией. Телевидение потихонечку начинает свое возвращение к этому жанру. Потому что в какой-то мере подлинный взлет ТВ от аттракциона и трансляции к влиятельному явлению в области культуры и политики произошел все-таки с возникновением документального кино. С появлением синхронной съемки. С фильмами Зеликина, Габриловича и других.

Мы совершенно забыли, что когда-то документальные фильмы так будоражили общество, что люди их смотрели по нескольку раз. Даже были постановления ЦК, посвященные им — вспомните «Архангельского мужика» Марины Голдовской. Потом был период, когда этот интерес ушел. Телевидение повернуло в развлекательную сторону. Но сегодня люди больше стали интересоваться реальной жизнью, и интерес к документальному кино вернулся.

РГ: Сегодня — это какой период?

Лысенко: Посмотрите на прошедший телесезон. Появились новые специализированные каналы. На Первом канале в большом количестве возникли докудрамы. Скажем так: произошло возвращение к реальной жизни. Хотя я бы еще подчеркнул, что документальное кино — это прорыв в области истории. Все большее количество таких проектов посвящено исторической тематике. Например, циклы Леонида Млечина на ТВ Центре, Льва Николаева — на Первом и на «Культуре». В силу того, что мы живем в странном обществе, где слабая память поколений сохраняет только легенды, они и становятся темами для фильмов.

Я думаю, что нашу историю мы знаем значительно хуже обратной стороны Луны. Так что любое появление исторического фильма — почти всегда сенсация. Другое дело — согласен ты или нет с точкой зрения автора. Потому что каждый видит историю по-своему, но при этом интерес к ней огромный.

Что произойдет дальше, сказать трудно. Честно говоря, я боюсь появления жанра докудрамы. Мы даже на Гильдии приняли решение ходатайствовать перед правлением академии о том, что надо разбивать документальное кино на две части: стандартное неигровое кино и докудрамы. Потому что соединять их вместе нелепо. Боюсь, что докудрама в какой-то мере забьет неигровое кино. Сейчас попробую объяснить: докудраму снимать легче. Ведь в документальном кино нужно искать массу сложных вещей. Например, нет достаточной хроники. Если мы возьмем хронику довоенную или времен войны, она у нас не очень богата. Есть много сражений, но практически не имеет отражения повседневная жизнь солдата. Как мне ни грустно это признать, но немецкая хроника побогаче.

Биографии в центре внимания

РГ: А докудрама, на ваш взгляд, более легкий путь?

Лысенко: Да. Проще актерам сыграть сюжет, чем авторам искать профессиональное решение. И еще меня смущает тот факт, что документалисты никогда не работали с актерами. А это — совершенно другое искусство. Поэтому на сегодня та докудрама, которую я вижу, это слабые художественные работы. Ведь нового в докудраме нет, хотя говорят, что это принципиально новый жанр. Был, например, такой цикл, которое делало Центральное телевидение в свое время: «Стратегия победы» — 10 фильмов, посвященных истории Великой Отечественной войны. Если не ошибаюсь, 1985 год. Мы тогда делали его именно в жанре докудрамы, как бы сейчас сказали. Там актеры изображали — Сталина и Черчилля, Рузвельта и Гитлера. И был типовой актер, который проходил через весь фильм.

РГ: Как получилось, что фильм «Мой муж- гений», который по сути и есть докудрама, снят о реальных людях Льве и Коре Ландау, по реальной книге, победил на «ТЭФИ», но в номинации «Телевизионный художественный фильм / сериал»?

Лысенко: За долгие годы пребывания в телеакадемии, я убежден в одной вещи — в ней ничего нельзя подделать. Поэтому честно скажу: не знаю. Мне многие победы показались странными. Но так сложилось. Я честно отсмотрел 58 документальных фильмов —  те, что были представлены в номинации.

РГ: Вы мне как-то говорили, что популярность документального кино возросла и потому, что людям интересны биографии. Биографический цикл, сделанный вами, «Мой 20-й век» идет на канале «Кто есть кто?».

Лысенко: Да, он представляет собой истории о людях, чьи биографии весьма познавательны.

Очень долго многое говорилось на тему того, что мы — страна иванов, не помнящих родства. Сейчас происходит некий процесс изменения. Мы начинаем все больше задумываться о том, что было до нас. И в этом залог интереса к биографиям. Если вы обратите внимание, интерес к судьбам других людей проявляется не только в отношении документальных фильмов. Зайдите в любой книжный магазин и увидите, сколько покупается биографических книг. Интерес к биографиям —  это, возможно, желание померяться. А моя жизнь? Кроме того, это естественное желание человека понять, в чем кроется секрет успеха.

РГ: Сегодня существует несколько каналов, специально посвященных неигровому кино. С другой стороны, каждый федеральный канал предлагает свою линейку документальных фильмов. Что вам запомнилось? «Подстрочник», «Моцарт», «Метро», «Плесень»? Или такие фильмы, как о мясе, показанный на канале НТВ? Сейчас новый сезон. Первый канал скоро выпустит новый документальный фильм «Любовь», который будет идти в кинотеатрах наряду с блокбастерами. Исторические фильмы анонсируются один громче другого. Что вы зрителю посоветуете?

Лысенко: Я зрителю советовал бы смотреть любое документального кино.

РГ: Даже «желтое»?

Лысенко: Да! Достаточно быстро можно понять, что на самом деле является главным для авторов. Это — несложно, и происходит в течение нескольких минут после просмотра. Если вы видите, что главное — копаться в грязи, не смотрите. Телевидение, к счастью, не требует обязательного просмотра. Но в любом случае знание истории, биографий — это гарантия того, что ты совершишь меньше ошибок в жизни.

РГ: То есть познавательное значение документального кино перевешивает?

Лысенко: Оно — гигантское. К сожалению, мы забыли о знаменитой телевизионной триаде: информировать, воспитывать, развлекать. Первое — сохранилось. Информирование стало в большей степени функцией Интернета. А воспитание — оно как-то ушло. Хотя оно очень важно. Особенно в условиях нашей страны и сегодняшней жизни.

Источник: Лениздат