Internews Kazakhstan

Россия: Телелидеры

Cоздан:   чт, 05/04/2012 - 14:37
Категория:
Тэги:

К рейтингам, конечно, можно относиться как угодно. Но пока это единственный факт, позволяющий фиксировать обратную связь каналов с телезрителями. Именно по цифрам, характеризующим количество зрителей, выбравших тот или иной канал, ту или иную передачу, можно говорить о востребованности телевидения как такового и о его коммерческой состоятельности.

Телевизионный сезон имеет свои условные рамки. Обычно наиболее активно зрители смотрят телевизор с сентября по май. К примеру, с 1 сентября по 31 мая 2011 года «Первый канал» смотрело 18,4% общероссийской телеаудитории. Он оставался лидером телевизионного эфира. На втором месте был канал «Россия 1» с долей 15%. Ну а замыкал первую тройку главных каналов НТВ. Его в прошлом телесезоне в среднем смотрело 13,9% зрителей страны в возрасте старше 18 лет (18+).

Начало нового, 2012 года — это пик очередного телесезона и старт его второй половины. Исходя из представленных по просьбе «Ъ» данных компании TNS Russia за первые три месяца телевизионный вектор изменился. В январе среди всех зрителей старше 18 лет общероссийским лидером оставался «Первый». Но доля его аудитории стала меньше, чем в конце 2011-го, — 15,2%. Дальше пропорции сохранялись: «Россия 1» на втором месте с долей 14,5%, у НТВ — 13,8% зрителей. Февраль стал переломным месяцем, хотя вся первая тройка оставалась примерно в тех же рамках. Тем не менее лидером, пусть и с минимальным отрывом, стал канал НТВ — 15,4%. Следом «Первый» — 15,3%, а на третье место опустился канал «Россия 1», у него отрыв от лидеров уже больше 1% — 14%. И вот только что закончившийся март, по предварительным данным TNS Russia, эту тенденцию только закрепил. В настоящий момент именно НТВ стал самым популярным и востребованным каналом у российских зрителей. В марте его смотрело 16% телевизионной аудитории (среди зрителей старше 18), на втором месте «Первый канал» с долей 15,1%, а отставание «России 1» увеличилось еще больше: в марте канал смотрело 13,2% телевизионной аудитории. Расклад сил в процентном отношении внутри первой тройки каналов страны, конечно, может измениться, но в целом тренд очевиден.

В Москве отрыв НТВ еще заметнее и убедительнее. Впрочем, эта тенденция сложилась в столице уже довольно давно. Канал НТВ часто опережал тут «Первый» или шел с ним вровень. В январе 2012 года НТВ смотрело 14,5% телезрителей-москвичей, «Первый» — 13,5%, «Россию 1» — 12,5%. Дальше разрыв между каналами в Москве с точки зрения предпочтения аудитории только увеличивался. Доля НТВ в феврале достигла 16,1%, у «Первого» осталась практически на прежнем уровне — 13,7%, а у «России 1» снизилась до 11,8%. В марте те, кто смотрит телевизор в столице, снова предпочли НТВ. Доля канала по итогам первого месяца весны выросла аж до 16,4%, у «Первого» снизилась до 13,3%, у «России 1» опустилась до 11,3%.

Сейчас НТВ в Москве опережает своих основных конкурентов более чем уверенно. «Первый канал» — на 3%, а «Россию 1» и вовсе на 5%, что по меркам телевизионной социологии, конечно, очень ощутимый разрыв.

Впрочем, несмотря на падение или рост конкретных среднемесячных показателей каждого из главных каналов, общая цифра тех, кто их смотрит, выглядит все равно весьма внушительной. Если сложить общероссийские рейтинги за март, то «Первый канал», «Россию 1» и НТВ смотрит сегодня в среднем более 44% зрителей страны. Так что пока телевизор все еще остается недосягаемым по охвату средством коммуникации и получения информации. А поскольку радикальных отличий в том, что показывают в своих новостях три главных канала почти нет, картина мира выглядит совсем неоптимистично и искаженно.

Что касается СТС, ТНТ и РЕН ТВ, которые принято относить ко второй тройке каналов, то здесь довольно уверенные позиции. И эти сетевые каналы даже по сравнению с итогами прошлого телесезона не только не теряют своих зрителей, но и стараются нарастить темпы роста аудитории. СТС, который активно конкурирует с ТНТ, хотя они имеют разные целевые аудитории и уж тем более разную программную политику и наполнение эфира, тем не менее в начале года явно улучшил свои рейтинги. За счет сразу нескольких удачных сериальных премьер в прайм-тайм и программирования выходного дня («Ералаш», мультфильмы и кинопоказ) доля канала выравнялась. Общероссийская доля СТС среди тех, кому от 6 до 54 лет, в январе составила 10,7%, у ТНТ −10,9%, а в феврале и марте СТС даже удалось обойти в этой возрастной категории своего вечного соперника: 10,7% против 10% и 10,5% против опять-таки 10%.

Впрочем, ТНТ в большой степени работает на еще более молодую аудиторию, чем СТС. Канал ориентируется на зрителей от 18 до 30 лет и от 14 до 44 лет. И в первом случае показатели ТНТ выглядят сегодня самыми динамичными среди всех российских каналов. Доля канала у молодой аудитории страны в среднем находится на уровне 15—17%.

В Москве ТНТ опережает СТС среди тех, кому от 6 до 54 лет. Но разрыв не драматичный. В январе ТНТ в столице смотрело 11,3% зрителей, СТС — 10,1%. Февраль разрыв сократил: 10% против 10,8%. В марте: 9,9% против 10,9%.

Неплохая динамика складывается и у РЕН ТВ, особенно в Москве. В столице среди зрителей от 25 до 59 лет, а именно на них ориентируется сейчас канал, доля перешагнула порог в 6%. Это для РЕН ТВ серьезный рубеж. В январе канал в столице смотрело 6,1%, в феврале — 5,8%, в марте — 6,2%. Общероссийская аудитория канала за первые три месяца 2012 года также в среднем составила около 6%. Здесь высокие показатели часто достигаются за счет программных решений. Показ сериалов и проектов, которые сейчас принято относить к документальным, в режиме нон-стоп, особенно в выходные дни, находит у тех, кто смотрит РЕН ТВ, довольно заметный отклик.

На фоне шести главных каналов страны невозможно не отметить неугасающий рост рейтингов еще одного федерального телеканала — «Пятого». Программирование и показ сериалов, в первую очередь премьерных серий детектива «След», вывели «Пятый канал» на прочное седьмое место. Его доля даже в Москве перешагнула 4% (хотя довольно долго канал смотрело в среднем 2%). А общероссийская доля «Пятого канала» среди тех, кто старше 18 лет, еще выше. В январе 2012 года она составила 4,7% зрителей. В феврале — 5,1% (это безусловный рекорд), в марте среднемесячная доля снизилась до 4,8%.

Что же смотрят зрители на этих каналах? И какой результат можно считать сегодня успешным. В среднем все телепроекты, собирающие сейчас долю аудитории выше 15% и рейтинг выше 6% (то есть количество человек, выраженное в процентах от конкретной численности населения), уже относятся к тем, которые хорошо воспринимаются зрителями. Хотя совсем недавно такие цифры не сильно вдохновляли бы продюсеров и руководителей каналов. Ну а программы, собирающие долю аудиторию выше 20% и уж тем более 25%, — это сегодня просто чрезвычайно успешный исход просмотра телевизора для любого канала.

На примере последней недели можно увидеть, что сегодня пользуется особенной популярностью (с поправкой на конкретные дни) у массовой аудитории. Среди программ-лидеров «Первого канала», несомненно, «Пусть говорят» Андрея Малахова (здесь доля зрителей всегда за 25%), программа «Время» (здесь уже доля меньше — на уровне 17—18%), КВН, «Давай поженимся» и вечерние сериалы (это каким как повезет).

У «России 1» в лидерах всегда отечественные мелодрамы выходного дня, сделанные как по одному лекалу (их доля в среднем от 16% до 19%), опять-таки сериалы (в этот раз лидером две недели был «Остров ненужных людей» с максимальным показателем в 17,4%), «Вести недели» с Евгением Ревенко, «Прямой эфир» с Михаилом Зеленским. Их общероссийская доля аудитории — в среднем на уровне 15%.

У НТВ абсолютная стабильность в показателях, форматах и зрительском отклике. Прежде всего сериалы, сериалы и еще раз сериалы. «Ментовские войны», «Лесник», «Участковый», «Братаны»... Жанровый список можно продолжать до бесконечности. Доли рекордные: в среднем от 22% до 25% аудитории. Доля зрителей «Ментовских войн» доходила даже до 30%. Выводы каждый делает сам. Кроме того, в списках рейтинговых лидеров «Русские сенсации», «Программа „Максимум“», «Чрезвычайное происшествие», «Чистосердечное признание», «Центральное телевидение» с Вадимом Такменевым, «Ты не поверишь!», ток-шоу «Говорим и показываем» (везде в среднем от 15% и до 22% — в зависимости от программы и конкретной недели).

Почувствовать разницу с НТВ можно особенно в эфире СТС. Здесь в лидерах детские мультфильмы, «Ералаш», зарубежные фильмы-хиты, юмористическое шоу «Уральские пельмени», вечные и непотопляемые скетчи «6 кадров», ситкомы и сериалы.

ТНТ в чем-то напоминает НТВ. Здесь тоже много лет все без изменений. И в успехе проектов, и в преданности им зрителей этого канала. Тут, как и на НТВ, царит свой неповторимый программный цинизм, позволяющий достигать таких высот: «Дом-2» (в двух частях: до заката и после) существует в эфире с какими-то просто запредельными рейтингами, давно перешагнувшими здравый смысл и долю в 22% зрителей (у молодых и вовсе под 40%). Разумеется, экстрасенсы всех мастей, вечный «Комеди Клаб», «Наша Russia», зарубежные фильмы и, конечно, отечественные сериалы.

На РЕН ТВ выбор зрителей тоже вполне предсказуем и очевиден: бесконечные циклы секретных территорий, историй и военных тайн. Фантастика, мистика, приключения, обзор происшествий, отечественное кино и тоже сериалы. На этом фоне в лидерах канала, словно белая ворона, по-прежнему держится и итоговая программа «Неделя».

Вообще, у такого телевидения и зрителя, его выбирающего, вырисовывается вполне определенный диагноз. Но когда между «Ментовскими войнами», Андреем Малаховым и «Домом-2» люди не перестают активно смотреть передачи Марианны Максимовской и Вадима Такменева, все еще не совсем безнадежно.

Арина Бородина



Источник: КоммерсантЪ