Internews Kazakhstan

Юрий Погорелый: как работает информационное агентство

Заместитель гендиректора службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Юрий Погорелый объясняет историю и суть деятельности информагентств.


За что нам платят

Базовая функция информагентств заключается в том, чтобы первыми в медиасистеме соприкоснуться с физической реальностью, изложить ее в виде фактов, в виде картинок, в виде каких-то сервисов и так далее и передать в товарном качестве своим клиентам. Вот наша задача. Вот за что нам платят.

В принципе, эта задача была всю жизнь в истории информационных агентств. Если мы посмотрим на самое начало, на агентство «Гавас», которое было основано в Париже, то фактически это был пул переводчиков и корреспондентов, находившихся в основных торговых экономических центрах Европы, в частности, в Лондоне. Они либо переписывали местные газеты и переводили их на французский язык, либо писали свои собственные депеши. Агентство «Гавас» работало для частных клиентов и им рассказывало, что происходит вокруг. Затем от «Гавас» отделились два человека, один из которых был Пауль Юлиус Рейтер, второй — Бернард Вольф, и создали два информационных агентства: одно в Лондоне, которое называется сейчас «Рейтер», и второе в Германии, которое называлось Wollf’s Nachrichtenbureau. У него была длинная и непростая судьба, сейчас оно превратилось в агентство DPA (Deutsche Presse-Agentur).

«Рейтер» очень любит рассказывать, что когда-то они передавали свои сообщения голубиной почтой. Это действительно было 150 лет назад, когда отсутствие подводного кабеля на всей территории между Францией и Англией они покрывали голубиной почтой. Суть была та же самая. Узнавали, что происходит в Европе, в Париже, в Берлине, и передавали своим частным клиентам. СМИ при этом не были главными клиентами. В частности, именно тогда они уже передавали всякие а-ля котировки с бирж.

Агентство называют на английском wire services. Почему wire services? Потому что, опять же, мы говорим о средствах передачи информации. Associated Press (AP) было основано как кооператив американских газет, который до сих пор существует, для того чтобы снизить затраты на передачу информации о событиях в Европе. Стоимость кабельных передач была очень дорогой, как и стоимость европейских корреспондентов, американская пресса была не такой богатой, поэтому они посылали одного корреспондента от всех, и тот уже передавал обстановку в мире.


Кто кормит агентство

Я бы назвал несколько пиков в жизни информационных агентств. Первый из них был как раз перед Первой мировой войной, когда весь мир интересовался тем, что происходит вокруг: колонии, войны, борьба за новые территории. Вот это был такой момент, когда весь мир хотел узнать все, что происходит вокруг, и других средств, кроме как узнать это от информационных агентств, не было. Так как не было таких ресурсов ни у кого. У каких-то отдельно взятых СМИ, газет, которые в тот момент были самыми сильными, не было возможности послать корреспондентов по всему миру, поэтому они пользовались теми самыми wire services. Это были «Рейтер», AP, «Гавас».

Второй бурный всплеск популярности информационных агентств был уже в конце 1970-х — начале 1980-х. Люди стали потреблять медиа в большом объеме, газетные тиражи били рекорды, и телевидение было уже развито, всем хотелось знать, что происходит вокруг, а информагентства это все доносили.

К сожалению, уже в 1980-х годах разразилась война между информационными агентствами, когда они начали очень сильно снижать цены на свою продукцию. В Америке возникло агентство United Press International (UPI), а AP и «Рейтер» воевали за территорию Латинской Америки. Агентства воевали, и в результате демпинга цены сильно упали.

В 1980-е главными клиентами агентств уже были СМИ. Но в рамках этой конкуренции они довели ситуацию до того, что рентабельно освещать общественно-политическую информацию, продавая ее СМИ, было практически невозможно. Например, агентство «Рейтер» в тот момент было в таком состоянии, что когда его акции пытались продать английской прессе, то последняя была сильно недовольна. Считалось, что это малорентабельный, неинтересный бизнес. AP существовало за счет участников своего кооператива, которые платили вклады в этот кооператив. И этим вкладом как раз и была стоимость сервиса AP.

Во Франции агентства финансировались фактически из бюджета, это было такое квазиобщественное финансирование.

В Советском Союзе были ТАСС и АПН. ТАСС было главным информационным агентством. АПН — это бывшее Совинформбюро, которое было создано во время войны и после войны должно было закрыться, но почему-то все не закрывается.

Первым выйти из этой ситуации смог «Рейтер». Агентство стало развивать службы для бизнеса. Большой успех принесло создание площадки по торговле валютой, а это самый большой рынок по объему средств. И агентство стало жить совершенно другой жизнью. Конечно, первое время всем управляли general news people, люди, которые были культовыми корреспондентами, передававшими из зон военных действий, а также ребята из отдела экономики, на которых никто особого внимания не обращал. Но в итоге выяснилось, что именно они и кормят агентство. Сейчас понятно, что служба general news people не может существовать без экономической части. В терминалы добавили, кроме валют, данные об акциях, о фондовом рынке, потом они добавили облигации, потом появилась возможность торговать через эти терминалы. То есть это была очень богатая структура — не потому, что у нее в подписчиках были крупнейшие СМИ, а потому, что была крупнейшая инфраструктура по объемам рынка в мире.


Экономисты vs. бюджетники

Информационные агентства с этого момента разделились по аудиториям на две большие части. Первая — экономическое информационное агентство, как «Рейтер», которое из агентства создало терминальную службу и стало инфраструктурой на многих рынках. А также «Блумберг», которое вообще сначала создало терминал по торговле облигациями. Это был момент, когда очень бурно рос рынок облигаций (конец 1980-х — начало 1990-х), облигации — довольно сложные финансовые инструменты, потому что, посмотрев на бумагу, непросто понять ее доходность, так как доходность облигаций формируется чуть-чуть сложнее, чем доходность акций. И этот рынок рос, облигации стали бездокументарными, стало легко торговать, но для того, чтобы понять, что ты делаешь, тебе нужен некий калькулятор. И «Блумберг» был такой большой, очень удобный калькулятор, способствующий торговле облигациями. Вокруг этого была создана новостная служба, и теперь «Блумберг» является самым большим быстрорастущим экономическим информационным агентством в мире.

Вторая часть — это те агентства, которые остались служить СМИ. Сейчас они находятся в довольно плачевном состоянии. AP объявляет об очередных сокращениях, и американские газеты, которые сами находятся в очень тяжелом состоянии, не могут платить за работу AP. AFP (Agence France-Presse) по-прежнему финансируется в основном из бюджета, DPA и другие национальные агентства живут, но довольно бедненько.


Русская специфика

В России вообще другая история. В России, как и полагается, безумный и неадекватный рынок того, что называется информационным агентством.

У нас есть два агентства, финансируемые государством. Смысл существования одного из них, ИТАР-ТАСС, можно оправдать тем, что это государственная служба, которая сообщает зарубежной прессе о том, что происходит в России, а российской прессе сообщает, что происходит за рубежом. Как будто бы у нас железный занавес и из других мест российская пресса ничего узнать не может. Существует очень обильное финансирование РИА «Новости», которое по идее должно улучшать имидж России за рубежом, но на самом деле является в основном участником рынка интернета, хотя на рынке поставки контента для СМИ тоже довольно активно присутствует. Зачем они это делают, неизвестно, потому что вроде как есть ИТАР-ТАСС. Смысл непонятен, но у рынка из-за этого очень сбиты ориентиры.

В России еще есть агентство «Интерфакс», которое тоже поставляет контент для СМИ, также делает сервисы для бизнеса. «Интерфакс» — маленькая частная хай-тек-компания, принадлежащая нескольким отцам-основателям. Есть еще серия небольших информационных агентств, которые занимаются региональным освещением, а также более узкие экономические специализированные информагентства.

В России было очень много экономических информационных агентств. Когда я начинал — это было в 1997 году, —  их было штук пять или шесть, и все очень активно конкурировали, у всех были корреспонденты, у многих были свои терминалы, базы данных и так далее. Но, к нашей радости, они все почти «сдохли», то есть номинально эти агентства существуют, но как только редакция экономического информационного агентства сворачивается до 10—12 человек, мы видим уже, конечно, абсолютно маргинальную историю, потому что невозможно хорошо осуществлять бизнес, имея людей, которые только и успевают, что хватать горячие пирожки. Это закономерно, потому что платежного спроса немного и существование такого огромного количества агентств бессмысленно.


Увидеть завтра сегодня

Я все это рассказывал, чтобы проиллюстрировать тот факт, что информационное агентство, во-первых, всегда существовало для того, чтобы покрывать какие-то «дырки» в освещении событий. Условно газета The New York Times может написать о том, что происходит в Нью-Йорке, но если ей надо знать, что происходит в Ираке, а у нее нет своих корреспондентов, она воспользуется агентством. Во-вторых, такие структуры, как агентства, очень живучие. Если они работают не так, то они работают по-другому.

Принцип работы в информагентствах general news очень прост. Существует сеть корреспондентов на местах и в центральной редакции. У информационных агентств очень интересная повестка дня. Они должны освещать все важное. Если газеты существуют для определенной аудитории и все важное для The Wall Street Journal, The New York Times, для газеты «Ведомости» и «Комсомольской правды» — это совершенно разные «все важно», то для информационного агентства это то, что важно всем клиентам, всем подписчикам.

Поэтому суть работы корреспондента на месте сводится к тому, что он, во-первых, должен знать все местные происшествия, так как происшествия всегда всех интересуют, во-вторых, должен понимать, что происходит в местной власти, кто чем управляет, что меняется и так далее. Если это информационное агентство пишет про экономику, то корреспондент должен примерно представлять, что происходит на основных предприятиях, общаться с людьми с этих предприятий.

Какова задача этого корреспондента? Он знает, что что-то случилось, поэтому он должен туда поехать и быстро проверить все, что происходит.

Это очень важный момент. Так как информационное агентство исходит из того, что до нас никто не был на этом событии, мы должны точно убедиться — мы понимаем то, что видим, собрать как можно больше фактов, упаковать их и передать. Это очень важное различие между нами, корреспондентами информагентств, и людьми, которые работают в других СМИ. Мы не можем полагаться на что-то еще. Мы должны полагаться только на то, что сами увидели и услышали.

Источник: ОpenSpace.ru