Internews Kazakhstan

Open Society Institute Media Program: в 2009 году финансовый кризис не затронул экономику СМИ

Cоздан:   пт, 05/03/2010 - 09:10
Категория:
Тэги:

В 2009 году в общем финансовый кризис не затронул экономику СМИ. Небольшое замедление в рекламном секторе экономики СМИ было вызвано сокращением бюджетов отделов маркетинга мобильных операторов и чрезмерных психологических предосторожностей финансового кризиса и его результатов. Об этом говорится в кратком отчете Open Society Institute Media Program «Влияние Финансового Кризиса на Экономику СМИ в Кыргызской Республике».

К 30-му апреля 2009 в Министерстве Юстиции было зарегистрировано 1331 информационное агентство, из них 654 газеты, 286 журналов, 92 бюллетеня, 134 рекламных, развлекательных и специальных издания, 56 приложений, 109 телестудий и радиостанций.

В течение последних нескольких лет в СМИ ухудшились ширина, глубина и качество освещения проблем и текущих событий, но главными причинами этого являются:

— Политическое давление;

— Нечеткая система образования (в результате чего, появляются не [достаточно] образованные молодые специалисты);

— Низкий доход в секторе СМИ по сравнению с соседними странами (в результате чего, отток высококвалифицированных специалистов);

— Отсутствие профессиональных главных редакторов;

— Отсутствие школы менеджмента СМИ.

Финансовый кризис оказал свое частичное и косвенное влияние, главным образом, на рекламный доход сектора СМИ, но это не является основной причиной качественного ухудшения средств массовой информации. Так, экономические показатели телевидений и радиостанций упали на 15—20 процентов, в определенных региональных станциях уровень снижения дохода составлял до 30%. Эксперты не уверены, связано ли это с «мировым финансовым кризисом» или нет.

Согласно Ассоциации Радио и Телевидения Кыргызстана, несмотря на то, что обычно повышение цен на рекламные услуги ежегодно составляет 10 %, в начале 2009 года почти все станции оставили цены на рекламные услуги на уровне 2008 года. Это было связано из-за частых перебоев в электроэнергии, т. к. реклама просто не доходила до потребителя.

Большая часть рекламных доходов телевидения и радиостанций поступает от сотовых операторов. В начале 2009 года наблюдалась тенденция сокращения бюджета на маркетинг и продвижение со стороны операторов мобильной связи. В результате, уменьшение этой части дохода повлияло на производство дорогостоящих информационных программ. Несмотря на то, что нет никаких точных данных, есть сведения о том, что качество и количество таких программ упало.

Меньше журналистских расследований проводится из-за политического давления и финансовых сложностей, связанных со сбором данных, затратами на путешествия и оборудование.

Освещение выборов, общественного управления, законодательных изменений и антикризисной политики проводится, но на лицо слабый анализ и отсутствие аналитической информаций. В большинство случаев, представители средств массовой информации просто "копируют и вставляют " пресс-релизы с правительственных пресс-служб, не проводя аналитику, серьезную аргументацию или сбор статистики с целью помочь обществу понять последствия определенного закона или указа.

Что касается прав человека и социальных проблем, то эти темы полностью покрывались несколько лет назад, но, к сожалению, сейчас они подвергаются цензуре из-за высокого давления на журналистов, которые осветить эти проблемы.

Редакционная независимость

На редакционную независимость сильно повлияло политическое давление. Несколько лет назад журналисты могли писать и говорить о таких социальных проблемах как нехватка газа, сокращение электроэнергии или о серьезных экономических и политических проблемах, таких как коррупция, свобода слова, права человека и так далее. Те журналисты, которые пытаются сегодня поднять социальные, экономические или политические проблемы, попадают под мгновенную и жестокую контрмеру. В результате чего, Кыргызстан занял 125-ое место в Международном Индексе Свободы Прессы (World Press Freedom Rating) и потерял 13 позиций с 2008 года, который был оценен организацией «Репортеры Без Границ» (Reporters Without Borders). В течение 2009 года на журналистов было совершено более 10 нападений, один из них, Геннадий Павлюк, был убит в середине декабря в городе Алматы, Казахстан.

Финансовые ограничения не повлияли на редакционную независимость. Можно сказать, что текущая политическая ситуация оказывает большое влияние на редакционную независимость. Сегодня, все больше журналистов и главных редакторов заняты самоцензурой, так как поиск правды ведет к закрытию СМИ через решения суда или даже может привести к фатальным результатам.

Получение достаточной информации для принятия обоснованных решений

Ситуация в секторе средств массовой информации в Кыргызстане показывает, что граждане, а именно уязвимые группы (молодые избиратели, средний класс), не получают достаточно информации для принятия обоснованных решений. Главные газеты (Вечерний Бишкек, Слово Кыргызстана, Кыргыз Туусу), телевидение (Национальная Телевизионная и Радиокомпания [НТРК], единственный общественный канал ЭлТР, 5-ый канал) и радиостанции являются проправительственными и не отражают реальную экономическую и социальную ситуацию. Все представители средств массовой информации придерживаются позиции правительства.

Главные новостные интернет-порталы, такие как AKIpress и 24.kg пытались представить качественную информацию с аналитикой, но сегодня они также заняты самоцензурой; кроме того, менее чем два года назад они выключили секцию комментариев на своих новостных порталах, не оставляя пользователям возможности самовыражения.

Заключение

Общая экономическая ситуация влияет и определяет экономику СМИ, то есть оказывает на нее влияние. Влияние финансового кризиса на экономику Кыргызстана было незначительным по сравнению с Россией и Казахстаном: в течение 8 месяцев 2009 года рост ВВП составили 3,8 % и оказался вторым в СНГ; финансовый кризис не сильно затронул банковский сектор, все банки выполнили экономические стандарты НБКР, не было обнаружено уменьшения активов, рост общего кредитного портфеля составил 28%, а рост депозитов — 15,5 %.

В общем, финансовый кризис не затронул экономику СМИ. Небольшое замедление в рекламном секторе экономики СМИ было вызвано сокращением бюджетов отделов маркетинга мобильных операторов и чрезмерных психологических предосторожностей финансового кризиса и его результатов.

Но, к сожалению, граждане и, особенно, уязвимые группы (молодые избиратели, средний класс) не получают достаточно информации, чтобы сделать обоснованные решения. Это не вызвано финансовыми ограничениями. Такие вопросы, как политическое давление, отсутствие профессиональных главных редакторов и отсутствие школы менеджмента СМИ, лежат в основе проблемы, связанной с принятием обоснованного решения среди населения.

Из-за самоцензуры, слабого экономического состояния и низкого профессионализма сектора СМИ населению предоставляется не соответствующая требованиям, необъективная и неглубокая информация.

Источник: Мonitoring.kg