За последние 20 лет в мире погибли более 2000 сотрудников СМИ. Их убийцы чаще всего остаются безнаказанными. Всемирный день свободы прессы 3 мая служит напоминанием о необходимости защищать журналистов во имя демократии.
По словам исполнительного директора международной организации «Комитет защиты журналистов» Джоэла Саймона, измерить степень свободы прессы позволяют два основных показателя: количество арестованных и количество убитых журналистов. В результате новых конфликтов, возникших по окончании «холодной войны», число последних возросло.
Всемирный день свободы прессы впервые отметили 3 мая 1994 года. С тех пор лишились жизни почти 800 журналистов. Если добавить к ним тех, кто погиб, помогая другим выполнять редакционные задания, количество жертв увеличится до 2000 человек. Только с января по апрель 2011 года погибли 24 сотрудника СМИ. Большинство этих преступлений было совершено в странах Северной Африки и Ближнего Востока.
Три убийства в месяц
«Мы регистрируем как минимум три убитых журналиста в месяц. Такова наша статистика», отмечает программный координатор Комитета защиты журналистов Мария Салазар-Ферро. По ее словам, если жертвами становятся известные журналисты крупных, авторитетных во всем мире СМИ, это вызывает широкий резонанс.
Так произошло, когда в Ливии погибли американский фотокорреспондент агентства Getty Images, лауреат многих премий Крис Хондрос и британский военный фотограф, режиссер-документалист Тим Хетерингтон. 20 апреля они попали под артобстрел в осажденном войсками Каддафи городе Мисурате. Однако 90 процентов жертв среди сотрудников СМИ по всему миру это журналисты национальных изданий. И сообщения об их гибели редко попадают в сводки мировых информагентств.
Безнаказанность стала нормой
«Подавляющее большинство журналистов почти 70 процентов становятся мишенью тех, кому нужно заставить замолчать критичные голоса или отомстить журналистам за их репортажи и статьи», подчеркивает Салазар-Ферро. Сотрудники Комитета защиты журналистов, проанализировав 861 случай смерти сотрудников СМИ, пришли к выводу, что 39 процентов погибших готовили материалы на политические темы, 34 процента сообщали о войнах и вооруженных конфликтах, 21 процент о коррупции, 14 процентов об уголовных преступлениях и столько же о нарушениях прав человека.
«Большинство убийц журналистов остаются безнаказанными, потому что правительство той или иной страны не заинтересовано в раскрытии этих преступлений», говорит правозащитница. Отсутствие интереса вызвано двумя причинами: либо власти сами причастны к убийствам журналистов, либо не придают им особого значения. Безнаказанность убийц сотрудников СМИ, по словам Салазар-Ферро, стала нормой.
Россия остается в перечне особо опасных стран
Правозащитница убеждена: если убийцы журналиста остаются безнаказанными, а само убийство вообще не расследуется, то для коллег погибшего это служит весьма тревожным сигналом. По словам Марии Салазар-Ферро, безнаказанность порождает страх и приводит к самоцензуре, а когда репортер занимается самоцензурой, это сильно вредит свободе прессы, ведь без свободных СМИ нет демократии.
В особо трудных условиях приходится работать журналистам в странах Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. В пятерку самых смертельно опасных государств для работников прессы в последние 10 лет входят Ирак, Филиппины, Алжир, Россия и Колумбия. За ними следуют Пакистан, Сомали, Индия, Мексика и Афганистан.
У журналистов стало больше врагов
Директор Международного института информационной безопасности Родни Пиндер говорит, что сегодня участники тех или иных конфликтов все чаще видят в журналистах своих врагов. Пиндер, который несколько десятилетий работал корреспондентом, а затем и начальником отдела новостей агентства Reuters, считает, что существование интернета только усиливает эту неприязнь.
«Раньше к журналистам относились хорошо. Каждая из сторон конфликта нуждалась в них, чтобы с их помощью излагать свою точку зрения, отмечает он. Но сегодня любой может разместить свои видео и интервью в интернете в целях пропаганды. Журналист, который с помощью фактов убедительно опровергает заявления таких пропагандистов, становится им помехой, но именно в этом и состоит задача журналиста». Сегодня у журналистов стало больше врагов, констатирует глава Международного института информационной безопасности Родни Пиндер.
Резолюция ООН не улучшила положение журналистов
Около пяти лет назад, в декабре 2006 года, Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1738, в которой говорилось, что журналисты, работники средств массовой информации и связанный с ними персонал, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, «рассматриваются как гражданские лица и пользуются уважением и защитой в качестве таковых». Однако этот документ остается не более чем заявлением о благих намерениях: на практике он ничего так и не изменил.
ООН еще никогда не прибегала к санкциям, чтобы защитить работников средств массовой информации. Поэтому такие организации, как Международный институт информационной безопасности, сами заботятся о том, чтобы журналисты получали необходимые им для работы в зонах конфликтов профессиональные навыки, регулярно посещали тренировки по безопасности и отправлялись в «горячие точки» только со специальной техникой и снаряжением. Находясь в зоне конфликта, журналист должен думать не о том, как бы сэкономить или обойти конкурентов, а о собственной безопасности. В частности, он должен уметь профессионально оценить степень риска в той или иной ситуации.
«Нет и не может быть такого события, ради которого сотруднику СМИ стоило бы рисковать собственной жизнью», подчеркивает Родни Пиндер. Однако в мире всегда хватает событий, о которых необходимо срочно сообщать и ради которых журналистам вновь и вновь приходится идти на риск. Пиндер напоминает, что в большинстве случаев журналисты гибнут от рук профессиональных убийц, поэтому журналисты должны так же профессионально анализировать степень угрозы и принимать соответствующие меры безопасности.
Авторы: Сандра Петерсман / Оксана Евдокимова
Источник: Немецкая волна