2 февраля 2010 года в эфире узбекоязычного Первого канала Национального телевидения Узбекистана прошла специальная программа под грифом «актуальная тема». Программа была посвящена творчеству известного ташкентского фотографа и кинодокументалиста Умиды Ахмедовой и, в частности, её документальному фильму «Бремя девственности» снятому при финансовой поддержке посольства Швейцарии.
Любопытно, что сам фильм У.Ахмедовой на телеэкране не был показан полностью. Зрителям продемонстрировали лишь некоторые его моменты. Зато участники телепередачи - молодая женщина-этнограф, литературовед, известный в Узбекистане врач сексопатолог, представительница центра «Семья», представитель центра духовности и просветительства, а также группа женщин, предположительно представлявших «общественность» столицы, - видимо, просмотрели документальную ленту «Бремя девственности» заранее. И затем они пришли в студию, чтобы обвинить автора ленты в «оскорблении национальных традиций и чувств народа Узбекистана».
В частности, литературовед отметил, что «девственность не может быть бременем, это - самое чистое и ценное, что сохраняется в вековых традициях народа Узбекистана». «Это самый щепетильный и в тоже время важный момент в жизни молодой девушки, в нём скрыт моральный облик семьи, из которой она вышла, и всей нации, и никто не вправе покушаться на эти ценности», - отметил литературовед.
В ходе программы довольно часто упоминалось имя президента Узбекистана Ислама Каримова, звучали цитаты из его «мудрых» высказываний. Можно сказать, что вся передача строилась именно на постоянном апеллировании к речам главы государства. Один из участников программы отметил, что президент страны, в каждом своем выступлении призывая к чуткости и бдительности, заявляет, что в последнее время Узбекистан подвергается информационным атакам, добавив также, что фильм Умиды Ахмедовой - это «покушение на ценность нации и её традиции».
В ходе программы было высказано мнение о необходимости принятия «адекватных» мер в отношении автора фильма и даже его участников. Одна из участниц, выражавшая мнение «столичной общественности», предложила строго наказать автора фильма и, таким образом, «донести до всех, что национальные ценности и традиции не являются предметом спекуляции и тем более коммерции». Другие участницы программы (стоит также отметить, что общественность представляли исключительно женщины среднего возраста) были более жестки в своих высказываниях, они требовали самого жесткого наказания, дабы всем стало ясно, что ценности и вековые традиции нации неприкосновенны, и «никто не вправе на них покушаться».
Участвовавшая в программе ученый-этнограф попыталась на свой лад смягчить жесткие требования других участниц. «Возможно, эти девушки и женщины говорили совсем на другую тему и совсем о другом, а авторы фильма мастерски смонтировали их высказывания, я более чем уверена в этом. Так как воспитание наших девушек в лучших традициях народа не позволит так откровенно говорить про это», - уверяла она.
Принимал участие в программе и представитель «Узбектелефильма», который заявил, что «увиденное нельзя вообще называть фильмом». Картина, по его словам, не может претендовать даже на уровень короткометражного сюжета, подготовленного начинающим кинодокументалистом. И из-за «низкого профессионального уровня самой картины и не адекватно поднятой темы», это «нечто» просуществует недолго: «ленту увидят и тут же забудут, как не претендующую на внимание и, тем более, на признание продукт», - сказал представитель «Узбектелефильма». Он заявил также, что это – «неумелая отработка денег, выделенных зарубежными недругами Узбекистана».
Напомним, в отношении известного узбекского фотографа и кинодокументалиста Умиды Ахмедовой возбуждено уголовное дело. 23 января текущего года Умида была официально извещена о том, что следствие по ее делу завершено. На суде, дата которого пока неизвестна, Умиде будет предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса Республики Узбекистан: статье 139, часть. 3, п. «г» - «Клевета из корыстных или иных низменных побуждений», по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех лет, и статье 140, ч. 2 – «Оскорбление в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации», которое наказывается штрафом от 200 до 400 минимальных размеров заработной платы.
Уголовное дело в отношении фотографа (и вообще деятеля искусства) за его творчество возбуждается в Узбекистане впервые. В конце декабря прошлого года была сформирована группа в поддержку Умиды Ахмедовой. Под открытым письмом в адрес узбекского правительства только на нашем сайте подписалось более 1500 человек (см. эту статью и комментарии к ней).
Несколько авторитетных искусствоведов и критиков из Узбекистана и Казахстана провели свою оценку «экспертизы», фигурирующей в уголовном деле Умиды Ахмедовой. Они считают, что авторов этой «экспертизы» следует самих привлечь к моральной ответственности «за низкий профессионализм, некомпетентность, необоснованность и безграмотность их экспертной оценки как дискредитирующей стремление юстиции Узбекистана к объективной, профессиональной, грамотной и обоснованной правовой оценке рассматриваемых свидетельств».
«Международный Комитет защиты журналистов» распространил заявление, в котором призвал власти Узбекистана немедленно снять с Умиды Ахмедовой все обвинения и позволить ей продолжать свою работу, не опасаясь репрессий. В защиту Умиды выступили международные правозащитные организации Human Rights Watch и Amnesty International.
Источник: Фергана.ру