Internews Kazakhstan

Лев Макаров: «Программный директор — это менеджер, управляющий сложным коллективом творческих людей»

Cоздан:   ср, 04/01/2012 - 15:19
Категория:
Тэги:

О профессии программного директора на телевидении и ее перспективах порталу MediaJOBS.RU рассказал Лев Макаров, программный директор каналов MTV и 2×2.

 Расскажите о своей профессии — Программный директор телеканала. Какие задачи решает программный директор и с помощью каких средств?

Перед программным директором канала стоит, по большому счету, одна единственная цель — составить плейлист, максимально отвечающий запросам зрителей в целевой аудитории. Идеальная программа передач не должна позволить зрителю перевести дух и успеть в этот момент переключиться на другой канал. Для достижения этой цели необходимо решение многих задач: сымитировать средний распорядок дня зрителя и постараться под этот распорядок составить идеальное телевизионное сопровождение; найти интересный контент и договориться о его приобретении; вместе с продюсерами канала составить план производства; контент, купленный за рубежом, адаптировать для показа в нашей стране; помочь коммерческому департаменту в их нелегкой борьбе за рекламные и спонсорские бюджеты. В некоторых случаях в ведении программного департамента находится и выпуск — техническая служба, отвечающая за формирование сигнала в соответствии с программой передач. Практически все задачи требуют ответа на вопрос, кто твой зритель и что ему хочется? Для того чтобы ответить на этот вопрос, широко используются данные социологических исследований, в первую очередь, TV Index от компании TNS Россия — регулярные данные о просмотре тех или иных программ, собираемые на постоянной основе у одних и тех же людей (панельное исследование). Отдельная служба в программном департаменте отвечает за закупки контента. Необходимо найти первыми тот продукт, который бы отвечал концепции канала, договориться с правообладателем о приобретении прав на этот продукт и, немаловажная деталь, доставить и озвучить на русском языке. Источник дохода телеканала — поступления от рекламодателей. Так что программной дирекции необходимо совместить часто расходящиеся интересы зрителей и рекламодателей: необходимо сделать выходы рекламных блоков удобными, ненавязчивыми для первых, чтобы зритель увидел этот блок, чем можно удовлетворить потребности и обещания данные вторым.

Каковы главные удовольствия и главные неприятности, которые сопровождают работу программного директора?

Удовольствие, как и везде — это общение с интересными людьми со всего света и удовольствие от хорошо сделанной работы,. Главная неприятность, пожалуй, какая-то уже физиологическая потребность каждое утро залезть в рейтинги и увидеть, что же там получилось. И еще из приятного — пользуясь служебным положением, часто можно смотреть новые телепрограммы в тот же день, когда они выходят на зарубежном ТВ.

Есть ли обязательные «вводные» — образование, опыт, навыки, для карьеры любого программного директора?

Программные директора разных каналов проходили свой путь, но, наверное, наиболее часто карьера шла через отдел закупок. Этот опыт необходим в любом случае. Второй вариант, менее распространенный, — руководство аналитической службой: как ни крути, понимание потребностей зрителя, умение их предсказать, предугадать, важнейшая составляющая успеха. И, конечно же, кроме всего прочего программный директор это менеджер, управляющий сложным коллективом творческих людей.

Из каких специалистов кроме программного директора состоит типичный программный отдел телеканала, каковы их задачи?

1. Отдел закупок отвечает за приобретение контента, ведение переговоров, сопровождение договоров, контролирует доставку и озвучивание материалов.

2. Отдел планирования составляет оперативную и перспективную сетки, отсюда уходят наши планы всевозможным ТВ-гидам, на сайты с телепрограммой.

  1. Отдел предэфирной подготовки следит за тем, чтобы в эфир не попали материалы с браком, с непереведенными элементами, чтобы каждое эфирное событие отвечало требованиям закона о СМИ.
  2. Аналитическая служба готовит анализ зрительского поведения и конкурентного окружения, следит за новыми тенденциями на рынке

В случае, если выпуск программы включен в программный департамент, это обычно самое большое по численности структурное подразделение, специалисты которого неустанно следят за эфиром канала на все часовые пояса, контролируя технику и еще раз проверяя эфир на предмет брака, лишних элементов и прочее.

Откуда приходят на работу в программные департаменты телеканалов?

На рынке много специалистов, которые успели поработать в программных департаментах на различных телеканалах, часто смена программного директора приводит к смене и многих его коллег. Но, конечно, приходят и новые люди. У меня работают и свежие выпускники ВУЗов, а одна моя коллега непосредственно до работы на телеканале 2×2 занималась продажей индустриального оборудования в Иордании.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этих специалистов в связи с приходом цифрового ТВ?

Основная проблема цифрового ТВ для телевидения нынешнего, это многоканальность среды. Но эта многоканальность уже реальная жизнь во многих городах. Кабельные операторы уже сейчас предлагают до 30—40 каналов в так называемом социальном пакете, за который абоненты, вроде как не платят (хотя жители Москвы могут убедиться в обратном, взглянув в счет по квартплате и обнаружив там платеж в 95 рублей или в 125 рублей за антенну, который с большой долей вероятности на самом деле является абонентским платежом кабельному оператору). И для многих семей выбор из 100—120 каналов уже сейчас реальность. Выживать в такой ситуации поможет только более четкое позиционирование, понимание потребностей своего самого лояльного зрителя, правильный для этого позиционирования и зрителя контент и четкий маркетинговый месседж. Другая проблема, чуть более отдаленная — телевидение нелинейное интерактивное. Поживем, увидим.

Начинал Лев Макаров в отделе исследований на канале ТНТ. С 2007г. Лев Макаров — программный директор телеканала 2×2, с 2010 г. — программный директор телеканала 2Х2 и MTV.

Источник: MediaJOBS.RU