Первый же день открывшегося 2 октября в Ташкенте международного семинара по вопросам прав человека между институтами гражданского общества Европейского Союза и Узбекистана «Либерализация СМИ - важный фактор демократизации общества» показал, что узбекские власти не хотят открыто обсуждать серьезные проблемы, связанные с нарушениями прав человека, преследованием инакомыслящих граждан, в частности, независимых журналистов и правозащитников, применением пыток к подследственным и заключенным, тотальным государственным контролем над СМИ в республике.
Фергана.ру - Тимурхан Алимханов
Это нежелание властей вступать в диалог стало очевидным еще до начала семинара: узбекская сторона, в частности, основной организатор со стороны официального Ташкента - Институт по изучению гражданского общества (ИИГО) - не известил о предстоящем форуме представителей зарубежных СМИ, работающих в Узбекистане, а также местных журналистов. Институт пригласил на семинар только корреспондентов национального информационного агентства Узбекистана «УзА», информационного агентства МИДа республики «Жахон», газет «Правда Востока» и «Народное слово» и Национальной телерадиокомпании страны - то есть, тех СМИ, что находятся под полным контролем узбекских властей.
Позже один из источников, работающих в Национальной телерадиокомпании Узбекистана, сообщил, что тележурналистов обязали отправлять сюжеты о работе медиа-семинара в Совет безопасности страны, и только с согласия этого органа подавать в эфир. «Там создан специальный штаб по контролю над журналистскими материалами, подготовленными об этом мероприятии. С этим штабом должны согласовывать свои материалы не только мы, но и журналисты «УзА», «Жахона», «Правды Востока», «Народного слова», - сказал тележурналист, попросив не называть его имени.
Журналисты же остальных средств массовой информации либо услышали о семинаре за несколько часов до его начала от своих коллег, либо вообще остались в неведении. Те же, кто рискнул прийти на семинар без официального приглашения ИИГО, столкнулись со многими проблемами: девушки из так называемого «неправительственного института» «просили» незваных гостей обязательно зарегистрироваться в специальном журнале. Кроме того, прямо на входе в зал ташкентской гостиницы «Дедеман», где проходит медиа-семинар, незваные журналисты прошли face-контроль сотрудников ИИГО.
Все эти события, предварявшие открытие медиа-семинара, наталкивали наблюдателей и журналистов на мысль о том, что Узбекистан хочет провести это мероприятие формально, «ради галочки», что на самом деле республика не хочет никакого диалога по правам человека и либерализации СМИ. Нежелание узбекских властей открыто обсуждать нарушения прав человека, преследование инакомыслящих граждан, применение пыток к подследственным и заключенным, тотальный государственный контроль над СМИ в республике ярко проявилось уже в ходе самого медиа-семинара.
Представители различных государственных и прогосударственных организаций Узбекистана, выступавшие в начале, расхваливали «совершенное и отвечающее всем мировым стандартам законодательство республики по СМИ и журналистской деятельности», «постоянное увеличение числа различного рода средств массовой информации в стране», «достойную подражания деятельность фондов и организаций, помогающих негосударственным СМИ и организациям».
Так, председатель комитета по информационным и коммуникационным технологиям законодательной палаты Олий Мажлиса (узбекского парламента) Алишер Муминов, выступая на медиа-семинаре, перечислил не только все законы страны, касающиеся деятельности СМИ и журналистов, но и даты их принятия, а также даты внесения тех или иных изменений. «Эти законы гарантируют свободный доступ и распространение информации журналистами, запрещают любую цензуру журналистских материалов. Кроме того, наши законы защищают журналистов от преследования и произвола государственных чиновников», - заявил А.Муминов. По словам узбекского парламентария, большое место в узбекском законодательстве отведено гарантиям прав национальных меньшинств на получение и распространение информации.
Еще красноречивее был заместитель директора ИИГО Баходир Эргашев, который восклицал, что власти в Узбекистане заботятся о правах человека. «В мае этого года президент нашей страны, многоуважаемый Ислам Абдуганиевич Каримов издал указ о праздновании 60-летнего юбилея принятия Всеобщей декларации прав человека ООН. Это большой прорыв и прецедент, невиданный в других странах в сфере соблюдения прав человека», - радовался Б.Эргашев. По его словам, узбекское государство заботится и о повышении правовой грамотности граждан: оплачивает 50 проценто расходов на издание юридической литературы в республике.
Желая поразить собравшихся небывалыми тиражами газет и журналов, выходящих сегодня в Узбекистане, замдиректора ИИГО восхищался: «Вот, в начале прошлого века, во времена царской России, наши предки в Самарканде издавали первую узбекскую газету «Ойна» всего по 600 экземпляров. А сейчас же, в годы независимости, минимальный тираж наших газет достигает до полутора тысяч экземпляров!».
Огромное терпение потребовалось участникам семинара, чтобы заслушать доклад-статистический отчет, зачитанный заместителем директора Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при президенте Узбекистана Шафоат Нуруллаевой. Она привела все цифры и проценты, касающиеся развития печатных и электронных СМИ в Узбекистане. «Эти данные говорят о том, что за сравнительно небольшой отрывок времени - всего за семнадцать лет - Узбекистан достиг небывалых успехов в деле развития средств массовой информации», - сделала вывод Ш. Нуруллаева.
Однако общее благостное настроение было разрушено докладом представителя правозащитной организации Human Rights Watch Стивена Кроушоу (Steven Crawshaw). В ответ на однообразные и однобокие выступления узбекской стороны господин Кроушоу сказал: «Ваши выступления напомнили мне один советский анекдот. В советской школе учительница перечисляет: «Самые хорошие игрушки - в Советском Союзе. Самая вкусная еда - в Советском Союзе. Самые счастливые дети - в Советском Союзе». Тогда в классе раздается плач одного из детей. «Ты почему заплакал, Вова?» - спрашивает учительница. «Хочу в Советский Союз!» - рыдал Вовочка в ответ».
Представитель Human Rights Watch напомнил представителям официального Ташкента, что за свои убеждения и критические материалы многие журналисты и правозащитники в Узбекистане заточены в тюрьмы, что после Андижанской резни мая 2005 года из-за преследования властей многие журналисты были вынуждены покинуть республику: «Например, сейчас в ваших тюрьмах находятся журналист Солижон Абдурахманов, правозащитник Агзам Тургунов, а журналиста, племянника узбекского президента, Джамшида Каримова насильно отправили в психбольницу». Стивен Кроушоу рассказал собравшимся, что во время следствия милиционеры обливали Агзама Тургунова кипятком, чтобы тот признался в совершении несовершенных преступлений.
«А представителя нашей организации Умиду Ниязову в свое время узбекские власти посадили в тюрьму только за то, что в своем компьютере она хранила отчет Human Rights Watch об Андижанской резне «Свинцовый дождь», рассказывающий о том, как в мае 2005 года узбекские власти беспощадно расстреляли тысячи мирных граждан», - сказал С.Кроушоу. Он удивился, почему узбекская сторона не обсуждает эти проблемы, а рассказывает сказки о хорошей и свободной жизни журналистов в Узбекистане.
Не менее резким было и выступление представительницы Фонда Сороса Жаклин Хейл (Jacqueline Hale), которая также подняла вопрос преследования независимых журналистов и правозащитников в республике. «Раз вы не готовы открыто обсуждать эти проблемы здесь, на семинаре, значит, вы не готовы обсуждать их и на страницах узбекской прессы. И при этом вы неустанно говорите, что узбекская пресса свободна!» - заявила Жаклин Хейл.
Выступившие на семинаре директор медиа-программ Международной кризисной группы (ICG) Эндрю Штройляйн (Andrew Stroehlein) и представитель регионального проекта радио «BBC» Марек Бекерман (Marek Bekerman) тоже призвали узбекскую сторону приступить к обсуждению таких проблем, как тотальная цензура в СМИ Узбекистана, отказ узбекского МИДа аккредитовывать западные СМИ и их корреспондентов. «СМИ Узбекистана, которые находятся под полным контролем государства, готовят оскорбительные материалы против западных масс-медиа и их журналистов. Например, в этом году по каналам государственного и негосударственного телевидения республики был показан фильм об узбекской службе Радио «Свобода». В нем журналисты этого радио были названы трусливыми, хитрыми и завистливыми. В фильме были даны даже их адреса», - сказал Марек Бекерман и призвал участников семинара перейти к обсуждению этих проблем, а не приводить статистические данные.
На подобные призывы европейцев узбекская сторона отреагировала мгновенно и своеобразно: во время критических выступлений представителей Европейского Союза представители Узбекистана во главе с заместителем директора Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при президенте республики Шафоат Нуруллаевой спешно покинули зал и вернулись туда минут через десять-пятнадцать. Сразу же после их возвращения модератор дискуссии, председатель комитета по информационным и коммуникационным технологиям законодательной палаты Олий Мажлиса (узбекского парламента) Алишер Муминов дал слово начальнику пресс-службы Генеральной прокуратуры Узбекистана Светлане Артыковой, хотя ее выступление не было предусмотрено в этой сессии медиа-семинара.
С.Артыкова попросила технических сотрудников, обслуживающих семинар, показать сюжеты из фильма об Андижанских событиях, подготовленного узбекскими властями. В нем были кадры, запечатлевшие вход журналистов информационных агентств «Франс-пресс» и «Фергана.Ру» Шамиля Байгина и Алексея Волосевича в здание областного хокимията. «Ваши журналисты заранее прибыли на место этих событий. Это факт! И факт, говорящий о том, что Запад и западные журналисты заранее планировали эти события и их освещение! Кроме того, я как член оперативно-следственной группы по андижанским событиям заявляю, что в Андижане был не митинг мирных граждан, а вооруженное нападение исламских боевиков. Об этом говорят и кадры, где запечатлены люди с автоматами в руках», - сказала представитель узбекской Генпрокуратуры.
«Вы хотите, чтобы наши газеты, журналы и телевидение показывали голых девушек, акты секса и насилия. Не дождетесь: наши средства массовой информации никогда не покажут голых девушек!» - громогласно заявил главный редактор газеты «XXI Asr» Миродил Абдурахмонов. По его словам, представитель Фонда Сороса Жаклин Хейл не имеет права критиковать узбекскую прессу. «Как госпожа Жаклин Хейл может критиковать прессу в Узбекистане, находясь вдалеке от Узбекистана, где-то в Америке?! Она же не знает нашу прессу!» - возмущался М.Абдурахманов.
Храп и крик узбекской стороны, как всегда, поддержали представители негосударственных организаций Германии, аккредитованных в Узбекистане. В частности, вице-президент узбекско-германского общества дружбы Герхард Шребер заявил, что Европейский Союз и США постоянно игнорируют добрые инициативы узбекского правительства по поимке и наказанию исламских боевиков. «Вот, например, соседний Кыргызстан передал в Европу исламских боевиков, участвовавших в Андижанских событиях, в качестве беженцев и политических диссидентов. Узбекистан несколько раз просил ЕС вернуть этих людей в руки узбекских властей. Однако ЕС отклонил и отклоняет эту просьбу Ташкента», - сказал Г.Шребер.
Узбекская сторона очень взбодрилась после этого выступления немца. Узбеки хотели с новыми силами продолжить «наезд» на европейцев, но первый день медиа-семинара подходил к концу. Очень вероятно, что они сделают это сегодня, на второй день медиа-диалога, который уже превратился в медиа-конфронтацию.
Источник: СА-News