Почти два года, как правительством Узбекистана принято постановление о создании во всех государственных структурах информационных служб и расширении доступа журналистов к информации, которой обладают эти госучреждения. Документ не только не действует, но его текст сам не доступен для представителей СМИ и общественности.
В сентябре 2006 года узбекским правительством, в "целях повышения эффективности информированности населения, национальных и зарубежных средств массовой информации о деятельности органов государственного и хозяйственного управления Республики Узбекистан", было принято решение о создании в данных органах информационных служб для связей с общественностью и СМИ.
Согласно документу, который касается таких ведомств, как министерств, государственных комитетов, Совета Министров Каракалпакстана, хокимиятов областей и города Ташкента, основными задачами этих информационных служб стало "участие в формировании и реализация информационной политики с целью обеспечивать информирование руководства о состоянии общественного мнения и позиции СМИ относительно деятельности ведомства", а также освещение их деятельности" в национальных и зарубежных средствах массовой информации". Тем же документом, предусмотрено создание веб-ресурсов для предоставления информации о деятельности государственных госструктур.
Но основным положением Постановления, с точки зрения доступа населения и СМИ к общественно значимой информации, является норма, обязывающая "практиковать проведение информационными службами регулярных (не реже одного раза в месяц) пресс-конференций, брифингов с представителями отечественных и зарубежных средств массовой информации". Но, по мнению журналистов, до сих пор постановление не реализовано. А сам текст положения - не доступен.
В результате сами журналисты иногда не знают о существовании документа, а если осведомлены о Постановлении, то благодаря собственным усилиям. По мнению журналиста Эльпарида Ходжаеа, "теоретически документ имеет большое значение для улучшения работы средств массовой информации и повышения информированности населения, но не работает. СМИ и населению о нем практически ничего не известно, а чиновники его не выполняют".
На сегодняшний день, два года спустя принятия постановления, из 14 министерств Узбекистана 13 имеют свои веб-сайты, но только на двух из них опубликованы контактные телефоны пресс-служб - у Министерства финансов и Министерства внутренних дел. На сайтах других министерств существует раздел "Пресс-служба", но в них только выдержки из вышеназванного Постановления, с цитатами о целях и задачах информационных служб. Нет ссылок на конкретных чиновников, отвечающих на реализацию данных задач. Нет конкретной информации о работе информационных служб, сообщений о проведенных или предстоящих пресс-конференциях и брифингах, о содержании этих сайтов.
Представитель радио "Голос России" в Узбекистане Рахимжон Султанов, отмечает, "что большинство сайтов министерств и ведомств являются "неживыми": на них не размещается оперативная информация, представляющая интерес для людей".
Корреспондент газеты "Ташкентская правда", пожелавший остаться неизвестным, комментируя ситуацию с постановлением, отмечает, что не припомнит "ни одной пресс-службы, которая проводила бы ежемесячные встречи с национальными и зарубежными журналистами". Его мнение разделяет представитель радио "Голос России" в Узбекистане Рахимжон Султанов, который подчеркивает, что даже сам Кабинет Министров практически не проводит пресс-конференций для журналистов.
"Во всяком случае, я не припомню ни одного такого мероприятия после принятия данного Постановления, - говорит Р. Султанов. - Из разговоров с коллегами я знаю, что регулярными в правительстве бывают только заседания для главных редакторов газет, которых вызываются туда на ковер для получения выволочек".
Вообще, ситуация с доступом к информации остается проблематичной для журналистов, даже на ежедневной основе. Чиновники ряда учреждений, в том числе Центробанк и Минэкономики, как отмечает Р. Султанов, "для получения любой информации требуют от журналистов в обязательном порядке письменный запрос. А на устные вопросы вообще не отвечают".
Трудности испытывают даже государственные СМИ, как, например, газеты "Ташкентская правда", учредителем которой является хокимият Ташкентской области. Как говорит один из ее корреспондентов, "работники хокимиата вместо того, чтобы предоставлять журналистам информацию зачастую обращаются к сотрудникам редакции за данными о деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов области для своих отчетов", говорит он.
Об "основных решениях" ведомств, те, которые представляют "большой интерес" для общества, "я узнаю благодаря личным контактам, которые у меня сложились за долгие годы журналисткой работы", говорит Р.Султанов. "Но эти специалисты, во-первых, делают свои сообщения исключительно на условиях анонимности. Во-вторых, сами знают о принимаемых решениях в общих чертах. До рядовых граждан информация доходит в сильно урезанном варианте с большим опозданием - примерно через 2-3 месяца, когда появляются сообщения в специализированных или ведомственных изданиях о принятых решениях".
Сотрудник пресс-службы одного из министерств Узбекистана, желающий остаться анонимным, объясняет, что занимает должность в пресс-службе на полставки, а основным местом его работы является редакция одного из СМИ республики. Информационной службы, в том виде, как она задумывалась правительством, в данном министерстве создать не удалось, в том числе из-за нехватки средств.
Документом не предусмотрено выделение денег из бюджета министерствам и ведомствам. Они должны сформировать свои информационные структуры за счет внутренних возможностей. На вопрос, почему не проводятся регулярные брифинги и встречи с представителями СМИ, сотрудник пресс-службы затруднился ответить, но подтвердил, что такие мероприятия в их министерстве, действительно, не проходят.
Источник: CA-NEWS