Internews Kazakhstan

В Кыргызстане заработал проект «Куш кабар», позволяющий узнавать новости по телефону

Cоздан:   чт, 03/02/2011 - 11:09
Категория:
Тэги:

2 февраля 2011 года в Бишкеке (Кыргызстан) состоялась презентация проекта «Куш кабар» («Новости через мобильный телефон»). «Куш» в переводе с киргизского означает «ловчую птицу», «кабар» - «новость». «Куш кабар» можно перевести как «быстрая весть».

Директор Общественного фонда «Доормедиа» Вячеслав Гончаров рассказал, что идея проекта зародилась еще три года назад, однако была реализована только в ноябре 2010 года. Суть идеи заключается в том, что каждый желающий из любой точки страны может набрать специальный номер и прослушать короткий блок звуковых новостных сообщений. Блок будет состоять из 5-6 новостей общей продолжительностью две минуты.

«Там, где нет телевидения, радио представлено слабо, а газеты доходят с опозданием в неделю, человек сможет получать новости через мобильный телефон, - сказал Гончаров. - Уникальность проекта в том, что каждый желающий сможет формировать новостной контент. Сейчас у нас есть корреспонденты во всех областях Кыргызстана, но мы хотим, чтобы каждый желающий мог стать корреспондентом. Например, в далеком селе на юге произошло какое-то важное событие, человек звонит нам, сообщает информацию, мы ее перепроверяем и вставляем в новостной блок, и тогда проблему одного села начнет обсуждать вся страна. В будущем мы хотим переформатировать проект так, чтобы каждый желающий нам сообщал новости, а наши корреспонденты их только перепроверяли».

Марина Сивашева, директор проекта «Поддержка СМИ» Фонда «Сорос-Кыргызстан», при поддержке которого запущен «Куш кабар», отметила, что сейчас в Кыргызстане ситуация с доступом населения к информации далека от идеальной: «Очень остро жители страны почувствовали это во время июньских событий, когда нехватка информации порождала различные слухи. Таким образом, проект будет направлен на ликвидацию информационных пустот».

«Подобного способа передачи информации нет ни в одной стране Центральной Азии, проект уникален. Мы надеемся, что сможем ликвидировать информационные дыры, повлиять на развитие журналистики в регионах и в целом на развитие гражданской журналистики», - отметила Сивашева.

«В рамках проекта предусмотрено возмещение убытков, затраченных человеком на сообщение новости, - заверил Гончаров. - А журналистам он поможет бороться с искусственным засекречиванием информации. Чиновник не хочет предоставлять информацию? Мы его запишем, и его ответ услышит вся страна… То, как зарубежные СМИ освещали происходящее в июне, не лезет ни в какие рамки, и через этот проект мы намерены формировать имидж страны за рубежом: открыть внешний доступ к новостям из Кыргызстана, чтобы человек, даже находясь за рубежом, мог по телефону узнать, что происходит в Кыргызстане. Сейчас по этому вопросу мы ведем переговоры».

В настоящее время воспользоваться услугой могут лишь абоненты стационарных телефонов компании «Кыргызтелеком» и абоненты сотового оператора «Fonex». Рассказывая о стоимости услуги, Гончаров отметил, что изначально предполагалось, что минута прослушивания новости будет стоить один сом (из него 50 процентов должно было уходить сотовым операторам, а оставшаяся половина - на зарплату корреспондентов и работу проекта). Однако пока добиться такой цены не получается: бизнес пока не социально ориентирован, а у партнеров, по словам Гончарова, «хорошие аппетиты», так что теперь стоимость услуги, которую получают по стационарному телефону, составляет 3 сома, а по мобильному - 4,8 сома (1 доллар равен 47 сомам). Однако руководители проекта «Куш Кабар» продолжают вести переговоры с операторами телефонной связи с тем, чтобы снизить стоимость хотя бы до двух сомов.

Так как в настоящее время только один сотовый оператор поддержал проект и снизил цены на услугу (всего в Кыргызстане работает шесть сотовых операторов), Марина Сивашева обратилась через журналистов к государству и донорам за помощью в реализации проекта.

«Сотовые операторы в этом проекте видят лишь коммерческую составляющую, но это неправильно, в стране с такой сложной ситуацией надо правильно расставлять приоритеты, и пока проект только стартует, какие-то услуги сделать бесплатными. «Куш кабар» - не развлекательный проект, а жизненная необходимость. На сегодняшний день Фонд «Сорос» вложил в проект 100 тысяч долларов США, львиная доля этих денег пошла на закупку оборудования», - сказала Сивашева.

Что касается контента (содержания) новостных блоков, то, по словам Гончарова, важность новостей будет определяться в редакции. «Но, - отметил он, - нами впервые будет введено понятие рейтинга новости, мы будем делать замеры, какие новости наиболее интересуют людей, на какой секунде при прослушивании какой новости пользователь отключил услугу».

«Сейчас новости составляются для всей страны, но если новостные блоки надо будет сузить до небольшого района, мы будем водить дополнительные номера. То есть по общему номеру будет сообщено, на какой номер надо позвонить, чтобы услышать новости того или иного региона. Далее, когда к нам страну придет связь формата 3G и 4G, в выпуски будут внедряться фото- и видеоматериалы», - отметил Гончаров.

Проект стартовал на стационарных телефонах в конце ноября 2010 года, с 1 февраля пользователи сотовой связи смогли начать слушать новости через мобильный. Пока проект работает на двух языках: киргизском и русском, но оборудование позволяет делать выпуски на любых языках. Разработчики заверили, что в будущем намерены расширять языковой диапазон проекта, но «пока им надо хотя бы стартовать и постараться снизить стоимость услуги».

Было также отмечено, что даже при отключении света подстанции связи «Куш кабар» смогут проработать 72 часа. В настоящее время корреспондентская сеть «Куш кабар» по Кыргызстану составляет 12 человек.

Екатерина Иващенко

Источник: Международное информационное агентство «Фергана»