Internews Kazakhstan

Телевидение с социально-политическим акцентом

Cоздан:   ср, 03/02/2010 - 10:20
Категория:
Тэги:

Иногда телевидение преподносит сюрпризы, и здесь звучат темы, о которых в эфире говорят очень редко. Фильм Катерины Гордеевой с неброским вроде бы названием «Мы не овощи» из цикла НТВ «Профессия — репортер» в реальности оказался чуть ли не социальным манифестом. Название фильму дал один из популярных анекдотов недавнего времени. Если развернуть его смысл, то «овощи» — это люди, смирившиеся с унижением и беззаконием власти, забывшие о достоинстве и своих правах. И сама власть охотно взращивает такие «овощи» вокруг себя.

Но оказалось, что в сегодняшней России есть и другие люди. Нет, то, что они есть, конечно же, не новость. Новость в том, что в разгар субботнего вечера, в самый прайм-тайм о таких людях сделали на НТВ получасовой фильм. Очень важный. Несколько историй из разных уголков страны. В маленьком провинциальном городе немолодая одинокая женщина каждый день выходит на улицу с плакатом. Она не хочет мириться с тем, что за убийство ее сына посадили на восемь лет невиновного человека. Мать пишет жалобы местному прокурору, та отмахивается от нее как от сумасшедшей. Соседка невинно осужденного рассказывает, как милиционеры, избив ее, заставили оговорить человека. Сам осужденный признается, что его уговорили дать против себя показания, пообещав за не совершенное им убийство сократить срок. Чего, конечно, не случилось. Студента из Томска и маникюршу из Хабаровска судят за экстремизм только потому, что они перестали бояться и посмели высказать мнение о том, что не согласны с происходящим вокруг нас, и защитить свои права.

В городе Бердске (Новосибирская область) женщина-дворник, в прошлом учительница, сделала замечание жильцу-милиционеру, что только что убранный ею двор его дети снова завалили мусором. Тот в ответ ее оскорбил и избил. За пожилую женщину вступилась только районная газета. Владелец отказался печатать материал на первой полосе, коллектив был уволен. Но журналистам удалось создать новую маленькую газету, и этот женский коллектив все-таки добился с помощью публикации судебного разбирательства над сотрудником милиции. Суд присудил милиционеру штраф, который он так и не выплачивает. А в Москве есть целое движение «Овощам.нет». В эту группу входят вполне успешные молодые люди, пытающиеся, в том числе и с помощью социальной рекламы, привлечь внимание к беззаконию и бесправию, настроить людей на то, что в жизни иногда что-то зависит не только от обстоятельств, но и от собственных поступков и принципиальной позиции.

Обычно такие герои изредка прорывались на телеэкран в фильмах одного из лучших российских репортеров Андрея Лошака. Фильм Катерины Гордеевой по-женски более эмоциональный. И оттого «Мы не овощи» от самого названия до финала получился одновременно и жестким, и пронзительным. И рейтинги фильма для такой работы вполне достойные: доля в среднем как в Москве, так и по стране в целом 15%.

Еще один сильно обращающий на себя фильм вышел в воскресенье на канале «Россия 1» в рамках цикла «Специальный корреспондент». Фильм Александра Рогаткина «Принцип ненависти» о русском национализме. То, что вдруг государственный канал обратился к проблеме, которую до этого фактически замалчивал, хотя она давно стала одной из самых страшных в стране, уже само по себе тянет на сенсацию.

Но именно поэтому «Принцип ненависти» оставляет противоречивое впечатление. Фильм Александра Рогаткина начинается с рассказа о тех, кто, в частности, получил пожизненные сроки за взрыв на Черкизовском рынке в 2006 году. Картинка, снятая в тюрьме, вызывает сильные ощущения. И тянет, в общем, на отдельный фильм. А затем мелькают кадры о том, как в специальных лагерях тренируются хорошо оснащенные и укомплектованные разным типом оружия отряды российских националистов. Сам автор фильма присутствует на таких тренировках и заявляет, что существует «уже несколько десятков (!) таких организаций». Сразу хочется спросить и автора, и руководство телекомпании, и тех, кто принимает решения в Кремле, о чем на этом государственном канале говорить можно, а о чем нет, если таких организаций десятки, чего же вы о них все это время молчали?! И вместо этого чуть ли не каждый месяц в эфире этого же канала нам показывают псевдорасследования Аркадия Мамонтова о военных лагерях на Украине с местными националистами. А в это время в собственной стране России не просто процветают и мирно тренируются фашиствующие боевики, они еще жесточайшим образом уничтожают мирных граждан с другим цветом кожи и разрезом глаз. В фильме Александра Рогаткина много роликов, в которых не только отряды националистов, но и обычные подростки, совсем юные мальчики и даже девочки, творят чудовищные по уровню жестокости преступления, цинично убивая и издеваясь над людьми, включая беременных женщин неславянской внешности. Все это в деталях снимается ими на камеру или мобильный телефон. Страшные, изуверские убийства. В фильме выступают лидеры русских националистов, в том числе Александр Баркашов. И то, как все они спокойно и уверенно держатся в кадре, только усиливает ощущение диссонанса от фильма. В стране национализм давно преспокойно цветет буйным цветом, а на госканале вот только сейчас говорят об этом как о чрезвычайном явлении. Так же и с реакцией власти: информация в фильме о том, что в сентябре 2009 года при МВД был создан специальный департамент по борьбе с экстремизмом, выглядит как насмешка. Столько лет существуют экстремизм и русский фашизм, а структура, которая должна была этим давно заниматься, создана лишь меньше полугода назад.

После окончания фильма «Принцип ненависти» в рамках «Специального корреспондента» была еще дискуссия в студии. При всей ее двойственности она была важна уже хотя бы потому, что тему национализма попытались всерьез обсудить в эфире. И когда публицист Леонид Радзиховский на государственном канале говорит про то, что «с национализмом можно покончить только на 99% усилиями власти, которых, конечно же, нет», это запоминается. И сам фильм, и его обсуждение в телеэфире канала «Россия 1» поздним вечером смотрело около 17% зрителей. Это важный результат. Не ясно, правда, решится ли власть на настоящую борьбу с русским фашизмом и национализмом.

В субботу в Калининграде состоялась многотысячная акция протеста, крупнейшая за последние годы. Люди вышли протестовать против многих нынешних законов российской власти. В новостях государственных телеканалов не было сказано об этом ни слова. Разумеется, так же, как и о московской акции протеста в защиту Конституции. О десятках людей, разогнанных ОМОНом, госканалы молчали.

Сюжет о калининградской акции в день ее проведения показали вечером только в программе «Неделя с Марианной Максимовской» на РЕН ТВ. У этой программы в субботу был очень заметный для нее рейтинг. Она стала второй по популярности на канале, с долей больше 7%, что почти вдвое выше средних показателей РЕН ТВ. Причем интерес к программе Марианны Максимовской был у зрителей абсолютно адресный: в 19.00 аудитория РЕН ТВ по сравнению с другими программами канала заметно выросла. Первой темой здесь стал скандал вокруг сноса домов в поселке «Речник» в одном из округов Москвы и возможное повторение ситуации с элитным жилым комплексом «Остров фантазий».

История вокруг «Речника» в телевизионном эфире на неделе выглядела довольно запутанной. О конфликте жителей с чиновниками и судебными приставами на телевидении говорить разрешили, и все каналы эти сюжеты показывают. Но разрешили, видимо, с оговорками, или власть еще не до конца определилась с финалом этого скандала, оттого и телевизионное изложение пока выглядит не особенно внятным. Хотя и в эфире госканалов наметившийся вектор уловить можно: снос домов в поселке «Речник» напоминает начало очередной кампании против московских властей во главе с мэром Москвы Юрием Лужковым.

Но в любом случае зрителей, особенно живущих в Москве, эта тема явно сильно волнует. На это указывают не только высокие рейтинги программы «Неделя» на РЕН ТВ. Но и показатели «Программы „Максимум“», где скандал в «Речнике» тоже стал первой новостью и главной темой. Причем именно в столице рейтинги «Максимума» стали особенно высокими. Это самая популярная программа на НТВ за неделю: ее доля аудитории 24,1% (при средней доли канала за неделю в 15%) с рейтингом 8,8%. А в остальных городах страны «Программу „Максимум“» смотрели меньше: ее доля аудитории составила 19%. По стране в целом эта передача не вошла даже в пятерку самых популярных программ НТВ.

И еще одно впечатляющее телевизионное событие недели. В пятницу в рамках «Закрытого показа» на «Первом канале» показали премьеру фильма Карена Шахназарова «Палата N 6». Премьера была приурочена к 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. То, что жизнь чеховских героев в сумасшедшем доме во главе с доктором Рагиным (замечательная работа Владимира Ильина) перенесена в современную Россию, только усиливает ощущение от фильма. Такая экранизация этой чеховской повести рождает новые смыслы. Конечно же, возникают аналогии с нашей нынешней жизнью. Фильмы в «Закрытом показе», как правило, всегда пользуются успехом у зрителей. И еще активнее, судя по рейтингам, аудитория смотрит дискуссии, в рамках которых обсуждаются показанные фильмы.

Показатели «Палаты N 6» оказались очень высокими. Особенно в Москве. Сам фильм Карена Шахназарова смотрело около 23% телезрителей (рейтинг — 5,6%). И это при том, что его показ начался около полуночи. Но еще более ошеломительны рейтинги самого ток-шоу «Закрытый показ»: обсуждение «за» и «против» современной экранизации по мотивам чеховской повести смотрело в столице более 30% телезрителей (рейтинг 4,1%). На прошедшей неделе ни один телевизионный проект, включая развлекательные программы выходных дней, не собрал такого внушительного процента телевизионной аудитории, как дискуссия вокруг «Палаты N 6» в «Закрытом показе». В течение часа количество зрителей лишь увеличивалось, несмотря на то что этот важный разговор шел в эфире глубокой ночью.

Источник: КоммерсантЪ