Согласно заявленной программе развития телевидения в РК до 2015 года, казенное предприятие «Гостелерадио» — основной технический оператор государства в сфере эфирного телевещания — должно перейти на передачу телевидения высокой четкости (ТВЧ, HDTV).
Недавно премьер-министр РК Карим Масимов вновь поручил проработать вопрос по развитию цифрового телевидения в Казахстане. Выступая 12 января на коллегии Агентства РК по информатизации и связи, он отметил, что АИС РК совместно с министерством культуры и информации «нужно дать предложения, что мы будем делать с развитием цифрового телевидения». «Это вопрос важный, много мы говорили о нем в предыдущие годы, пора ставить точку в данном вопросе…чтобы не отстать от мирового сообщества», — подчеркнул глава кабинета министров.
Разрешение технических и финансовых проблем ТВЧ в Казахстане пока полностью занимает внимание правительства. Но есть одно «но», которое никак не озвучивается официальными лицами. Переход на цифровое телевидение невозможен без достаточного распространения среди населения телеприемников, способных принимать сигналы в цифровом стандарте. Проще говоря, без современных LCD и плазменных телевизоров. Здесь же ситуация складывается неоднозначно.
Уровень проникновения телеприемников, способных принимать сигнал в цифровом формате, пока очень низок, и этот показатель все еще не имеет тенденции к увеличению. Причина — чрезмерно высокие розничные цены именно на современные телевизоры. Беглый анализ прайс-листов казахстанских и, например, российских ритейлеров показывает, что по всем позициям цены на электробытовую и компьютерную технику в Казахстане и России примерно сравнялись: разница в 4–8% несущественна, и ее не избежать. Но одна группа товаров явно выделяется: розничная цена на цифровые телеприемники в Казахстане на 40–60 тыс. тенге (или $300–500) больше, чем в России.
Например, LCD-телевизор 42LG600, согласно прайс-листу сети «Планета электроники», стоит 244 тыс. тенге, тогда как российский ритейлер «Эльдорадо» предлагает такой же телевизор за 38 тыс. рублей (152 тыс. тенге при обменном курсе 4 тенге за 1 рубль (этот курс взят за основу, так как он был официальным на момент подготовки материала — ред.). Телевизор Panasonic Viera с таким же размером экрана (диагональю 42 дюйма) в России стоит до 29 тыс. рублей или 116 тыс. тенге.
Аналогичная разница видна и при сравнении цен на более дешевые модели. Так, приемник 32LG5000 с диагональю 32 дюйма в сети «Эльдорадо» стоит 25 тыс. рублей (100 тыс. тенге), в Казахстане — 140 тыс. тенге. Аналогичный ему по размерам Panasonic TX-R32LE8 стоит 18,7 тыс. рублей или 74800 тенге. Его розничная цена в «Планете электроники» — 114 тыс. тенге. Примерно такая же картина наблюдается в магазинах остальных торговцев бытовой техникой в стране. Высокая цена на более современные телевизоры сдерживает покупательский спрос, в результате население продолжает покупать морально устаревшее оборудование, которое может потерять свою практическую ценность в ближайшие 4–6 лет.
Поставки и продажи плазменных и LCD-телевизоров сегодня сконцентрированы в руках трех крупных ритейлеров: «Технодом», «Сулпак» и «Планета электроники». По самым скромным подсчетам, на их долю приходится минимум 90% поставок современных телеприемников в РК. Крупные компании-производители техники связаны договорами поставок только с данными сетями.
Нурлан Алибаев, президент компании «Жарык», одной из наиболее активных в РК, напротив, считает, что недостаточное количество телеприемников не является препятствием для развития ТВЧ, так как согласно той же госпрограмме развития ТВЧ, государство обязано будет обеспечить незащищенные слои населения ТВ-приставками, способными принимать сигнал ТВЧ. Более же обеспеченные слои населения будут покупать телеприемники самостоятельно. «Когда ТВЧ начнет работать, сразу появится предложение, которое позволит населению приобретать более современные приемники по приемлемым ценам», — уверен г-н Алибаев. Пока же такие телевизоры относятся к категории товаров Lux.
Источник: Media Law CA