Когда съемочная группа российского телевизионного канала НТВ на этой неделе вторглась в московский офис организации «Голос», которая занимается мониторингом нарушений на выборах, у нее были ядовитые и предсказуемые вопросы.
«Кто финансирует вас? кричал репортер, обращаясь к потрясенным сотрудникам. Почему США посылает вам деньги? Почему вы пытаетесь помешать избирательному процессу?»
Перед воскресными парламентскими выборами 4 декабря государственная информационная машина тратит все силы на то, чтобы представить независимые политические организации и оппозиционные партии в качестве финансируемых иностранцами агентов влияния западных спецслужб, или «иуд», как сказал премьер-министр Владимир Путин на этой неделе.
Однако сотрудники «Голоса» не растерялись. Заместитель директора Григорий Мелконьянц начал снимать провокаторов на свой мобильный телефон. И за три последних дня интервью с интервьюерами стало сенсацией в Рунете, видео посмотрели около 400 тыс. раз.
На каждый резкий вопрос от все более и более расстраивающегося корреспондента НТВ Мельконьянц спокойно отвечал: «Вы сурковская пропаганда» (имея в виду Владислава Суркова, первого заместителя главы кремлевской администрации, курирующего работу государственной пропагандистской машины). За шесть минут, пока длилось видео, Мелконьянц повторил фразу 86 раз.
Мелконьянц заявил, что «Голос» уже дал несколько интервью НТВ, которое контролируется государством через медиадочку «Газпрома», однако телекомпания все равно послала съемочную группу, чтобы подловить их
«Они хотели скандал, и они его получили, заявил он Financial Times. Сомневаюсь, что много людей посмотрят программу, которую они о нас снимают, однако все уже видели это видео».
Это, пожалуй, лучшая иллюстрация конфликта между интернетом, до сих пор почти нецензурируемого в России, и контролируемым государством телевидением перед воскресными выборами в Госдуму. И похоже, что впервые интернет одерживает не очень уверенную победу в сердцах и умах россиян.
«Это будут последние выборы под контролем телевидения» говорит Алексей Венедиктов, директор московской радиостанции «Эхо Москвы», в которой «Газпром» также владеет мажоритарным пакетом, но которая проводит более независимую редакционную политику.
Рост популярности интернета сопровождается стабильным падением рейтингов правящей партии «Единая Россия» и сокращением аудитории телевизионных новостей. Аудитория двух выходящих по воскресеньям в эфире главных российских телеканалов итоговых новостных программ за последние 12 месяцев сократилась
Аналитики говорят, что это происходит отчасти от того, что государственные телеканалы настолько контролируются Путиным, что они давно потеряли связь с молодежью, обеспеченными зрителями.
«Наше телевидение очень скучное, настолько скучное, что никто, насколько мне известно, его уже не смотрит, говорит Оксана Вождаева, которая раньше работала на региональном телеканале, а сейчас трудится в Русской службе BBC в Москве. Это даже стало модным бравировать тем, что ты не смотришь его».
Несмотря на это, Кремль не пытается цензурировать интернет, как поступает соседний Китай, разрешая блоггерам писать все, что угодно. «Я думаю, что пасту уже выдавили из тюбика, и цензура интернета уже невозможна», считает Венедиктов.
В прошлом месяце Россия обошла Германию по количеству интернет-пользователей в Европе, свидетельствуют данные ComScore. Россияне также оказались третьими в мире по активности в социальных сетях, в которых много политических материалов.
Например, благодаря социальным сетям стало популярно видео с освистанием Путина поклонниками боевых искусств на матче в Москве на прошлой неделе. Один из роликов с этим сюжетом на YouTube посмотрели 3,3 млн раз. И это больше, чем аудитория у главных вечерних новостей на российском ТВ, которые в последние три месяца смотрели в среднем 3,1 млн зрителей, свидетельствуют данные TNS.
Другая плохая новость для государственного телевидения в том, что многие попавшие под цензуру шоу получают вторую жизнь как вирусное видео в Сети. Здесь их смотрят даже лучше, чем если бы они были показаны на ТВ.
В конце октября, например, НТВ, похоже, по цензурным соображениям сняло с эфира документальный фильм о похищениях людей военными в Чечня. Но на YouTube его посмотрели 400 тыс. зрителей. Представитель НТВ заявил, что сюжет не был показан, потому что нуждался в доработке.
Неделю спустя НТВ также отказалось показывать в эфире часть уже отснятой программы, в которой обсуждалось снятое на мобильный телефон интервью с основателем движения «Наши», прокремлевской молодежной организации. Он был заснят во время ужина в одном из самых дорогих московских ресторанов. На видео его расспрашивали о том, как он умудряется расплачиваться, получая скудную зарплату госслужащего. НТВ заявило, что программа не прошла в эфир, «поскольку канал ее не заказывал».
Тина Канделаки, которая была соведущей не вышедшей в эфир программы, подтвердила, что канал не станет показывать выпуск. «Никто не может точно назвать это цензурой», заявила она.
Однако она добавляет, что
Перевод Владимир Моторин
Читать статью на сайте Financial Times
Источник: Ведомости